Чтиво номер 96: Елена Минкина-Тайчер, Стивен Кинг, Кадзуо Исигуро, Дина Рубина

Jan 17, 2022 08:57

Стивен Кинг, «Институт». Удивительный жанровый микс: сначала неторопливое описание жизни отставного копа в забытом богом городке, затем полусадистское - эксплуатации детей с паранормальными способностями, и наконец - крутой боевичок с погонями и стрелялками. Захватывает так, что не оторваться. Кинга до этого романа я читала совсем немного. В свое время до смерти влюбилась в «11.22.63», а после него пыталась читать еще « Страну радостей», и это было окей, но больше не хотелось. Вот «Институт» захотелось почему-то. Читая (точнее, слушая в великолепной начитке Игоря Князева), я невольно сравнивала эту книгу с « 11.22.63» и разница была в неопределенном чувстве, что та писалась точно для меня, а эта для кого-то другого. Тем не менее, написана книга мастерски, ни одной фальшивой ноты я не уловила, и даже «слезинка ребенка» была по делу. И еще было то редкое ощущение, что книгу писал большой, умный и светлый человек - отнюдь не всегда такое случается. Л. прочел и со мной не согласился - не любит он всякие телепатии, телекинезы и когда мучают детей. А мне оно ничуть не помешало провести пару десятков захватывающих часов своей жизни.

Елена Минкина-Тайчер, «Время обнимать». Как всегда у ЕМТ - увлекательная семейная сага, прочерченная пунктиром через несколько поколений. Главы затейливо названы по литературным произведениям (Тургенев уверенно лидирует) - что вполне уместно, коли эта классика занимает такое большое место в жизни многих героев. Поймав себя на раздражении, вызванном карикатурной наивностью и неприспособленностью этих героев, я вспомнила, что когда-то имела для таких специальный термин «ленинградские интеллигенты». Совсем забыла про них, а зря, вот они тут как тут. Закрыв роман, я решила, что он мне понравился меньше, чем предыдущий. Но потом поймала себя на том, что книга все крутится и крутится в голове. Пусть меня поправит автор, если увидит - но мне показалось, что главная тема романа: «хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах». О том, какие кульбиты выкидывает судьба на протяжении жизни человека, с одной строны, и поколений семьи - с другой. Начитано прекрасно - ну, Алексей Багдасаров меня ни разу не подвел.

Дина Рубина, «Маньяк Гуревич». ТщательнЕе надо, - хочу сказать сама себе. Нельзя набрасываться на свежевышедшую книгу, сначала надо понять, что читаем. Никакой не роман, а сборник пошловатых (в большинстве своем) баек, прочерчивающих жизнь главного героя. Собственно, предыдущий роман (« Наполеонов обоз») начинался примерно так же, а развернулся в захватывающую, серьезную эпопею. Увы, здесь не тот случай. Детство и отрочество ГГ, расцвеченные приколами типа «засунул в сапог ежа» и «напИсал в замочную скважину», сменились юностью и зрелостью с работой на скорой помощи («очень смешно!») и затем в психиатрии («вообще уморительно»). Прокручивая некоторые особо «смешные» случаи, мы с Л. наконец добрались до репатриации в Израиль, и тут решили не прокручивать, потому что про Израиль всяко интересно, что пишут. Впрочем, и здесь случались упоительные моменты (у начальницы сползает юбка, обнажая панталоны прибалтийского производства, прокрутить не успели). Единственное, что понравилось, было про поэта-диссидента. Наверное, потому что не смешно. Еще автор очень выразительно свою книжку читала, подчеркивая «йумор». Иногда я ловила момент и пыталась отнять выразительность от текста, и тогда местами он даже мог показаться ироничным и остроумным. Но увы. Были еще какие-то мелкие несоответствия (у Хеника обсуждали одно, мы что-то другое заметили), но это все фигня, ужасно обидно другое. Еще вчера писатель писал для тебя, а сегодня для какой-то совсем другой аудитории. Заметим, что такое уже случалось, и остается только надеяться, что в заготовке у ДР лежит еще парочка каких-нибудь супер-романов или даже трилогий, за которые я ее так любила.

Кадзуо Исигуро, «Клара и солнце». Вот потрясающая книга. Какой-то невероятно прекрасный гибрид по мотивам «Остатка дня» и «Не отпускай меня» - двух моих любимых романов Исигуро. Утонченный слог и стиль, безупречно переданный переводчиком (уже не впервые работы Л. Мотылева приводят меня в восторг, вспомним и « Стоунера», и Стегнера). «Дать уединение»... «излить особый вид питания на Джози, как оно сделало это с Попрошайкой». Роман поражает глубиной и точностью психологического анализа, а для того, кто захочет, поднимет кучу вопросов. О самоотречении и служении, об ощущении счастья, которое внутри нас, независимо от внешнего мира. Об опасности искусственного разума для человечества - в мире, где роботы оказываются куда человечнее человека. Отлично сделана аудиокнига: главным образом - потрясающая начитка (Катерина Шпица), и еще немножко - музыка; ее совсем немного, но она здорово создает атмосферу. Если упоминать вообще о минусах, то можно пожаловаться на затянутость каких-то моментов, связанных со второй линией книги - которая не про «Клару и солнце», а про «форсирование». Эта линия мне показалась и затянутой, и скомканной одновременно. Но все претензии забылись и растворились в сбивающей с ног концовке. Этот разговор Клары с Администратором... Мельком просмотрев отзывы на роман, я нашла там полный диапазон характеристик от «трагической и депрессивной» до «светлой и доброй» книги. Да вот, такая она и есть, трагически светлая. Прозрачная и пронзительная. Я думала, таких уже не делают, а тут вот, пожалуйста.

П.С. Перечитала пост. Ха. Сначала я пожаловалась, что Стивен Кинг пишет не для меня, а потом то же самое про Рубину. Так вот, если Кинг совсем чуть-чуть со мной промахнулся, то Рубина - вообще на 180 градусов. Хотя казалось бы.

аудиокниги, книги

Previous post Next post
Up