Начало:
1,
2,
3 25 июля 2021
Последний день нашего отпуска, даже полдня. В традиционные 7 утра выезжаем из дома на гору Мерон. Здесь есть чудный маршрутик под названием "Швиль аПисга" ("Тропа на вершине"). Парковка почти пуста в этот ранний час.
Тропа почти на всем протяжении проходит в тени, так что идти не жарко даже в солнечный день
Время от времени она выходит на край обрыва, открывая взору замечтельные виды
Это мой любимый
Хайфский университет, гора Кармель, Хайфский залив, Тефен, Маалот - в общем, весь север как на ладони
Красный маршрут: вам, дальтоники! Красный и классный, мы остались очень довольны
Вернулись, собрали вещички - и в черкесскую деревню Рейханию, где у нас заказан черкесский, соответственно, завтрак
Вот сюда - в "Сыры Шабсо"
Это Шина. Ей 29 лет. Хозяйство основали они с мужем. Четыре года тому назад в хозяйстве было две коровы, сейчас девять. Чудная девочка!
Рассказывает интересно - не оторваться! Черкесов изгнали с Кавказа в 1880 году. На момент изгнания они были христианами, здесь вынужденно обратились в мусульманство (это, мягко говоря, не совсем так). В Израиле есть две черкесские деревни: большая Кфар Кама и маленькая Рейхания, в каждой из деревень обосновалось одно из черкесских племен (а всего их, как положено, двенадцать): в Рейхании - Абзах (как-то так), в Кфар Каме - Шабсо (исходно: шабсуг). Сейчас они уже более или менее перемешались, а раньше было строго.
Традиционные мужские профессии: инженеры или техники, военные, полицейские. Женщины традиционно работают в системе образования и системе ухода за больными (многие имеют высшее образование в этих областях).
Смешанные браки, мягко говоря, не приветствуются. Шина рассказывала про свою родную сестру, у которой случилась любовь с евреем. О том, чтоб родители согласились на замужество, и речи быть не могло. Сестра позвонила по телефону: мама, я вышла замуж. Отец прекратил все контакты с дочерью, остальной семье тоже запретил с ней общаться. И только когда у сестры родилась дочка, коварные женщины семьи задумали диверсию. Просто привезли двухмесячную малышку в дом. Отец возвращается с работы (картинка: полицейский в форме) - а тут такое. Трюк удался: отец растаял, блудную дочь простил. Сейчас родители живут близко от дочери и внучку практически вырастили. Девочка говорит на черкесском, ее младшая сестренка тоже, но гораздо хуже.
Шина сама из Кфар Камы, муж ее из Рейхании, первоначально они с мужем жили в Кфар Каме, и их сын (сейчас ему 4 года) говорил на тамошнем диалекте. Потом они переехали в Рейханию к свекрови, мальчик пошел в садик в Рейхании - упс! Ничего не понимает. Пришлось переучиваться на рейханийский. По нашей просьбе Шина произнесла несколько фраз на адыгейском. Ни на что не похоже!
Кстати, пока народ подтягивался к домику, я немного побегала по деревне и пофотографировала. Тут происходил какой-то хеппенинг, и вожатый, аниматор или кто он там руководил своими пионерами вполне себе на иврите и речевки были хорошо знакомые
Еще Шина рассказывала, что некоторые жители деревни всю жизнь мечтали вернуться на историческую родину. И вот наконец им удалось поехать. Но почти никто там не прижился. Вернулись сюда, даже в долги там залезли.
Это черкесские сыры и прочее угощенье
А это халуш. По виду - чебурек чебуреком, но внутри не мясо, а особенная сырно-творожная какая-то начинка, божественно вкусная
Судя по всему, израильским черкесам довольно хорошо удалось сохранить свою культуру. Шина рассказывала, что однажды приехал музыкальный ансамбль из Иордании на фестиваль черкесской музыки. Молодых ребят распределили на постой по домам, досталась парочка и Шине. А они совсем не говорят на черкесском, только на арабском, Шина сильно с ними замучилась.
Шина хотела совместить свою дегустацию и рассказы с местным музеем. Фигвам, - сказал музей. Если в Кфар Кана вкладывают в туризм - здесь нет, не хотят. В результате Шина постепенно собирает материал и думает организовать свой собственный "туристский центр".
Я уверена, что все ей удастся. Потрясающая девочка! И я просто счастлива, что мы организовали этот замечательный завтрак. Информацию о сырах Шабсо нашла наша Алка Л. Причем именно она настояла на том, чтоб не просто зайти в магазин, а пообщаться с хозяйкой Надрой. О Надре и ее рассказах было много восторженных отзывов в интернете, и мы расстроились, узнав, что Надры не будет: умер ее отец и она соблюдает траур. Но Шина, невестка Надры, оказалась ничуть не хуже. (И кстати, с большой любовью рассказывала о ней). Этот завтрак достойно завершил нашу очередную замечательную вылазку из серии спасибо ковиду. В заграницу уже немного пускают, что может и снизить ценность новой традиции. Но посмотрим, посмотрим, может еще и продолжим любить и знать свой край, неплохо ведь получается.