Начало
здесь Разнообразные утренние радости
Вот черт! Тоже ведь собиралась поиграть. Почему не успела?
Подружка моя дорогая
А Танька все показывает на часы и напоминает, что у нас заказана очередь в заповедник Тель Дан с 10 до 12.
Ну ладно. Ехать туда полчаса примерно. Приехали, зашли, главе каждой капсулы повязали на руку по зеленой ленточке и строго велели строго в полдень покинуть территорию. Мы говорим: а у нас еще на 12 заказан сеанс. А они: ни фига, один сеанс в одни руки. И что теперь (гоняться что ли они за нами будут)?
Народу много. Танька: толп бояться не надо, они сейчас пойдут бродить по ручьям да по природе, а мы такие хитрые - сразу к древностям. Правда, к древностям путь тоже лежит через природу.
Протекающий через заповедник ручей Дан - главный из трех истоков Иордана. Все они берут начало на склонах горы Хермон, пополняясь во время таяния снегов с его вершины. Три источника и три составные части Иордана: Хацбани (он же Снир, на котором мы были в прошлый раз), Баниас (он же Хермон, и там мы будем завтра) и Дан (он же Лиддани, но это название я слышу впервые). Вода в реке всегда холодная, в самую жаркую погоду ее температура не превышает 13 градусов.
Cначала немного истории - где мы вообще. Дан - еврейский библейский город; первоначально был под властью финикийского города Сидон и назывался Лаиш (по другим источникам Лешем, в русской транскрипции Лаис). Евреи из колена Дана захватили город и назвали его Дан (Суд. 18:29). В Танахе этот Дан, бывший Лаиш, фигурирует несколько раз и описывается как крайний север Земли Израильской (Суд. 20:1).
Первый раз он упоминается в связи с Ханаанейскими воротами, или «Вратами Авраама». Согласно Ветхому Завету, через эти ворота в город вошел праотец Авраам в погоне за похитителями своего племянника Лота. Арка этих ворот - древнейшая из всех найденных на сегодняшний день на земле и единственная образованная тремя дугами. До этого считалось, что арочный свод - изобретение римлян. Арочные ворота в Тель Дане датируются XVIII-м веком до н.э., то есть в два раза старше римских! Вот они
"Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана" [Быт. 14:14]. На постаменте реконструкции именно эта фраза и написана, только тут племянник почему-то называется братом. Интересен при этом анахронизм: во времена Авраама город не назывался Даном, был еще Лаишем.
Ступени хорошо видны на реконструкции и в натуре тоже. И они настоящие! Те самые, по которым поднимался в город Авраам, прямо голова кругом. Как они могли сохраниться? Археологи считают, что воротами пользовались одно-два поколения, затем по какой-то причине их засыпали землей. А раскопали где-то в районе 1980-х. Теперь многие археологи ратуют за то, чтоб закопать их обратно, как сделал и известный Федя. Потому что рассыпятся же как нефиг делать, такое сокровище.
А вот следующее упоминание: 600 человек из колена Дана захватили ханаанский город Лаис и основали на его месте еврейское поселение Дан, просуществовавшее около 300 лет, до ассирийского завоевания в VIII в. до н.э. "И нарекли имя городу: Дан по имени отца своего Дана, сына Израилева; а прежде имя городу тому было: Лаис" [Судьи 18:29].
Красиво и окрест
На горе виден замок Нимрод, в который мы поедем как-нибудь в другой раз. Собирались в этот, но не сложилось
Вот. А теперь мы идем к другим воротам, в этой вот стене. IX век до нашей эры, время царя Ахава
Городские ворота времен Израильского царства, или "Израильские ворота". Ворота многократные, с комнатами стражи и залами внутри, дорога через них идет с подъемом.
Здесь виден упор, до которого закрывались створки!
Цитирую из книги Торика: В зале наружной части ворот сохранился фундамент судейского трона царя - в ТАНАХе есть множество упоминаний, что в те времена цари имели привычку выходить к воротам и судить народ там, так поступал и сам царь Давид. Вот так примерно это выглядело
Танька любезно предоставила редкое фото трона без восседающего на нем народа. Что правда - то правда, момент редкий, поймать непросто
Большинство фоток примерно такие
Сюда втыкали стойки для балдахина
Тут была огромная торговая площадь 400 кв м. И в последний день раскопок на ней нашли некий объект, произведший эффект разорвавшейся бомбы.
Находку называют «Стела из Тель-Дана», она представляет собой три фрагмента базальтовой доски с надписями, датируется примерно IX веком до нашей эры. Надписи сделаны на арамейском языке и посвящены победе одного из царей Арама над евреями. ...и я убил семьдесят царей, которые вели за собой тысячи колесниц и тысячи всадников. Я убил Йегорама сына Ахава Царя Израильского и убил Ахазиягу сына Иорама, царя Дома Давида, и я обратил их города в руины и поверг их землю в опустошение.... И что реально круто - это наиболее ранний вне-библейский текст с упоминанием царя Давида (второе известное нам упоминание - моавитянская Стела Меше). Эти две стелы рассматриваются археологами как несомненное доказательство историчности царя Давида. Если б не они, Давид до сих пор считался бы легендарным библейским персонажем. «Бейтдавид» - на картинке прорисован белым
Уютненько тут
Идем дальше и проходим еще одни ворота города, поменьше
Третья достопримечательность Тель Дана - руины древнееврейского храма, практически копии Иерусалимского в натуральную величину, включая многочисленные подсобные помещения. И примыкающее к нему четырехугольное культовое возвышение (бама). Это возвышение было построено во времена царя Иеровоама на месте насыпи, существовавшей уже в среднебронзовом веке; при Ахаве с юга к возвышению были пристроены монументальные ступени. В Библии неоднократно упоминаются культовые «высоты», однако «высота» в Тель-Дане является лишь второй из обнаруженных до сих пор (первая была найдена в Мегиддо и имеет круглую форму).
И тут следует рассказ о золотом тельце, о котором говорится в Библии. 28. И, посоветовавшись, царь (Иеровоам I) сделал двух золотых тельцов, и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. 29. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане (Книга Царств III, 12: 28-29). Современные археологи считают это преднамеренным искажением фактов, происшедшим еще в древние времена; скорее всего цари Северного Царства хотели построить аналог Иерусалимского Храма и перенести центр культа к себе - Северное и Южное царства непрерывно враждовали. Таким образом, Дан превратился в один из двух культовых центров Израильского царства, в которых не херувимы, а золотые тельцы служили символом присутствия Бога. Вот тут на картинке прям видно как они поклоняются.
Слева на предыдущем снимке - огромный таворский дуб. Желуди нынче уродились
Возле храма были всякие другие сооружения и структуры - вот например колодец
Да, а если от жертвенника посмотреть немного в сторону, то увидим такие каменные ямки (как мы видели в Тель Хацоре)
И если пройти меж этими деревьями вниз-вниз-вниз, то дойдем до так называемой "Микенской могилы" (1550-1200 гг. до н.э.). Богатейшая из гробниц эпохи поздней бронзы в Израиле, она была обнаружена в 1969 году. Гробница была построена из грубых камней, в том же стиле, что и гробницы в Энгоми (Кипр) и Угарите (побережье современной Сирии). В ней нашли 440 предметов, в том числе 95 керамических сосудов, изделия из камня, кости, бронзы, украшения из золота и серебра. Как показал химический анализ, большинство из них было произведено в Арголиде, центре Микенской культуры эпохи бронзы.
Один из сосудов вообще был найден целиком. В переводе с археологического - были найдены все его осколки. Вот он какой.
Раскопки в Тель-Дане начались в 1966 году под руководством Авраама Бирана и продолжались до 1999 года. После многолетнего перерыва раскопки продолжил д-р Давид Илан.
Здесь очень интересная статья: Опираясь на прежние и новые археологические находки, он (Давид Илан) предположил, что высказанная в 60-е годы Игалем Ядином теория, что даниты, возможно, были не потомками Израиля, но выходцами из Эгейского региона, может оказаться верной. Хотя она и противоречит Писанию. В статье приводятся аргументы в пользу такого мнения (найденная утварь, оружие, резные камни в эгейском стиле). Еще Таня упоминала такую фразу из Танаха: "Дан будет судить свой народ как одно из колен Израиля" (заметим это "как" - как будто на самом деле Дан не есть колено Израиля). Илан считает, что даниты, по крайней мере частично, были потомками греческих племен, живших в районе Эгейского моря. «Самый известный данит - библейский Шимшон (Самсон). Это типичный греческий герой: он могуч, его сила - в волосах, он загадывает загадки и постоянно путается с филистимлянками».
Танька еще очень интересно рассказывала про археологов, копавших в Дане. Во-первых, прикольно, что начал Авраам, а продолжил Давид. Про Авраама Бирана вообще супер. Он начал копать уже за пятьдесят, в 95 еще копал, в 99 умер. Был одержим археологией и раскопками, и конкретно этим местом.
На этом мы закончили с историей и пошли гулять по заповеднику, куда гуляет остальной народ.
Эту фотку Л. хотел выкинуть, с трудом отстояла. Скажите же, что я права!
Это место и вокруг обозначено на карте заповедника как "Рай". Просто рай
Исчезающий родник (он прячется под землю)
Бурный поток
Сейсмоустойчивые технологии древних евреев
Ежевика
Мельница (развалилась, но не совсем)
И еще немного речки Дан
А на обратном пути заехали в киббуц Дан и купили там офигительно вкусной форели, которую они там разводят. И пожарили на мангале на ужин. Почти традиция.
П.С. Тель Дан не входит в число объектов Юнеско как Тель Хацор, но на нас всех произвел даже более сильное впечатление. Кстати, как вовремя
заметила Реут, объектов Юнеско в Израиле, оказывается, девять. И есть еще один отдельно от Израиля - Иерусалим. Тьфу на них мерзких.