Те, кто читает мои киношные посты, хорошо знает, какая у меня проблема с сериалами. Все просто: Л. категорически отказывается их смотреть. Вот кто-нибудь расхвалит очередной: сюжет там, интеллектуалитет, современное киноискусство, сбросив старомодные фильмы с парохода современности, переключилось на сериалы, всякое такое. Раз в год случается: мы даем сериалу шанс. Садимся, смотрим первую серию, от силы вторую... и все, прощай сериальчик. А тут вдруг расхвалил наш друг
virginian Штиселя этого, да так убедительно, да балл в imdb
на минуточку 8.7. И вот мы посмотрели первую серию, и вторую, и третью... и все. Запали, утонули, губу кривить забыли, каждый божий вечер как цуцики.
Чудо! С какой любовью написано и снято, с каким чувством юмора. Какие ожиданные и неожиданные повороты. А музыка… А как играют актеры - будто и не играют вовсе, а живут жизнь. Михаэль Алони (лапочка наш красавчик), Довале Гликман, Нета Рискин. Девочка Рухами тоже шикарная (Шира Хаас), жаль только во втором сезоне ей мелодраму эту слезливую придумали. И жаль ее нет на картинке. А! Аелет Зорер, конечно. Но она в Лондон уехала, так что бог с ней.
Сериал сделан с очевидной любовью и симпатией к харедим.
Главный сценарист сериала, Йеонатан Индурски, говорил, что хотел показать миру: харедим - не какие-то там инопланетяне, а обычные люди со своими драмами, проблемами, горем, радостями, любовью... которые не шибко-то и отличаются от всего этого у светских. Удалось ему это замечательно. Хотя лично я ни на минуту не забывала, что эти милейшие люди нифига не работают, и деньги у них в карманах тоже периодически хотелось посчитать. Вот Шулем умудряется платить шесть машкант - откуда, Карл?
Встретилось мне выражение שטיסל : סדרה חילונית עם ציציות («сериал светский с кисточками»). В том смысле, что антураж соблюден со всей возможной точностью, но чувства и поведение персонажей адаптированы для восприятия светскими зрителями. Впрочем, не мне судить. Индурски, родившийся и выросший именно в этой общине литваков, наверняка знает что делает (кстати, на современных фото он по-моему без кипы).
Несколько забавных моментов.
1. В Геуле есть ресторан под названием «Штисель», там и задумывался проект сериала.
2. Сассон Габай - всем замечательный актер, если не считать совершенно сефардскую внешность, не шибко подходящую к роли матерого ашкеназа Нухема, говорящего на идиш. И вот, рассказывают: одну бороду Сассону примеряют, другую... все не то! Пока кто-то случайно не ухватил лежащую на столе рыжую бороду, предназначенную для Цви-Арье - и вот прямо в десятку! Пейсы и волосы ему тоже пришлось выкроить из этой бороды.
3. Ну и про "минский нигун" наверное все уже слышали, кто смотрел "Штиселя", да? Через два дня после мировой премьеры новенькую с иголочки мелодию, сочиненную светским композитором, уже вовсю распевала на свадьбе харедимная группа (это к вопросу о том, смотрят ли они телевизор).
Все-таки "Штисель" - удивительный сериал: добрый, умный, глубокий. Целомудренный, можно сказать. Нынче редкость, и я вдруг поняла, что мне этого не хватает. Двенадцать серий в первом сезоне, еще двенадцать - во втором. Переживаешь за Акиву как за своего родного. Не сдавайся, лапочка наш, не позволяй себе растратить талант!
Ну! А дальше? Дальше-то что?
Click to view
Шулем с сигаретой, Акива смотрит на птичку через трубочку тетрадки…
?לאן הולכים פתאום כולם
Люди, верните Штиселя!