Рифтш, санитар леса

Jan 12, 2019 11:07

Есть у нас один замечательный френд, зовут его riftsh. Он загадочная личность, но некоторые утверждают, что видели его живьем.

У Рифтша куча достоинств - всех не узнать и не упомнить. Перечислю только некоторые.

Во-первых, он очень умный.

Во-вторых, Рифтш - большой спец в идише. Вот совсем недавно у моей подруги возник вопрос по идишу, а я таки знала куда обратиться. И подруга получила исчерпывающий ответ, в котором странным образом и для меня оказалось куча интересного.

В-третьих, Рифтш бессменно стоит на страже в роли санитара леса, о чем сегодня и хочу поговорить.

Вот например читаю я некую тетю Нэнси Хьюстон, роман «Dolce agonia» и... цитирую себя: Дослушав до середины, уже прикидывала, что напишу, как вдруг… совершенно неуместный, грубо притянутый за уши выпад против израильской военщины. Если очень хочется, можно списать гадость не на автора, а на лирического героя, да? Опять же первый раз и т.д. Читаем дальше. Но вот в самом конце - еще раз про военщину, столь же агрессивно, неуместно и неумно. Что это было? Тут приходит Рифтш и объясняет, что с книгой нам еще повезло. Теперь цитирую его. В ее же книге "Fault Lines" действие вообще происходит в Хайфе, там есть евреи и арабы, и по слухам автор очень красочно описывает, кто из них пострадавшая сторона и кто во всем виноват. Ну и все, привет Нэнси Хьюстон, пускай тебя читают другие.

А в следующий раз я прочла книгу Майкла Шейбона, и она мне понравилась. Но тут приходит Рифтш и... сами понимаете. Я очень извиняюсь за проливание дождя на ваш парад (честное слово, я не специально ;), но мне кажется, что это важная деталька: Майкл Шейбон очень похож на изрядного антисемита. При всех удобных и неудобных случаях он борется с израильской оккупацией и в прошлом году сколотил банду коллектив писателей-единомышленников, которые с помощью организации "шоврим штика" написали книгу "Kingdom of Olives and Ash: Writers Confront the Occupation" (Шейбон написал одну из глав, предисловие и, вместе со своей женой Айелет Вальдман был редактором книги). Даже на фоне этого жанра, "Kingdom of Olives and Ash" выделяется повышенной отвратительностью.

Еще, в прошлом году Шейбон вместе с той же женой написал открытое письмо ко всем евреям доброй воли. В письме они объяснили означенным евреям необходимость немедленно отречься от Трампа, который есть неонацист, расист и т.д. Джареду Кушнеру они дали на это ровно одну минуту: "To Jared Kushner: You have one minute to do whatever it takes to keep the history of your people from looking back on you as among its greatest traitors, and greatest fools; that minute is nearly past", а Иванке Трамп велели немедленно сидеть шиву по отцу. В общем, you get the idea.

Чтоб я еще этого гада что-нибудь читала? Карма дороже.

Что Сарамаго известная сволочь, я знала давно. Хоть и хвалили его взахлеб, не читала, противно же. Потом случилось так, что он помер и обезвредился. Потом прошло еще несколько лет, и начитали на аудио "Слепоту" (символическое название, кстати). То, что роман вызвал большое отвращение - неудивительно (это предполагалось автором), но у меня это отвращение усилилось вдвое. Видимо, фоновое ощущение личности автора добавляется и не способствует.

Ну и тут, конечно, тоже приходит Рифтш и вон чего рассказывает: Ваша ссылочка на отдельные недостатки писателя Сарамаго не совсем адекватная. Ведь Интеллектуалов (с большой буквы), которые сравнивают Израиль с нацистами, хоть пруд пруди, но большинство из них тут же оговариваются, что это они только сионистов не любят, а вот к простым евреям всей душой. Этот же, не только никаких таких оговорок не делал, а специально и неоднократно разъяснял, что сионистские зверства прямо обусловлены всей трехтысячелетней историей еврейской религии, пропагандирующей избранность, ненависть и далее по списку. В качестве примера он приводил блондинистого (это у него важная отрицательная характеристика) Давида, который с помощью технологий угнетнул и погромил бедного, честного, простодушного (и, вероятно, темноволосого) Голиафа. Еще одна тема у Сарамаго - о том, что евреи (не сионисты) постоянно бередят раны Катастрофы,чтобы господствовать над миром.

В целом - редкий экземпляр, на его фоне какая-нибудь Маргарет Этвуд выглядит милой вегетарианской старушкой.

Маргарет Этвуд! Оказывается, и она. Беседа про Этвуд состоялась не в моем журнале, а у другого френда, тоже очень умного. Они с Рифтшем вдрызг поспорили, простительный криминал со стороны старушки Этвуд печься о здоровье палестинских детей или непростительный. Спор ужасно увлекательный, почитайте. Каждому хочется сказать, как в том анекдоте: и ты права. Но на мой вкус один из них все-таки правее.

Этвуд мне, кстати, не жалко: одна книга скорее понравилась, чем нет - но жутко затянута, а вторая не понравилась вовсе. Самое известное у нее, насколько я понимаю - "Рассказ служанки". Его я не читала, но теперь уже и не хочется.

В последнее время что-то полоса такая пошла: один за другим возникает вопрос, можем ли мы отделить творца от его личности? Кто может, а кто нет. Я нет. Если этот любитель палестинцев, террористов, вотевер - подлец, то не хочется пачкаться. Если идиот - нужны ли мне изрекаемые им истины?

Кстати, навеки не зарекусь. Наверное, и забыть смогу неприятные факты, если писатель сильно понравится. Пока еще этого не случилось.

Израиль, книги, антисемитизм

Previous post Next post
Up