Елена Катишонок, «Когда уходит человек». Два других романа Катишонок, прочитанные с тем же огромным удовольствием («
Жили-были старик со старухой» и «
Против часовой стрелки»), составляли дилогию, а этот сам по себе (хотя место и время действия знакомы читателю). И главное действующее лицо тут вообще дом, а не человек. Тем не менее человеки разных сортов, характеров и судеб присутствуют в большом количестве и выписаны мастерски. Процитирую уважаемого Ишмаэля, хорошо
сказал: «При этом трагедия без ненужного пафоса, пунктиры жизней без ненужных подробностей, любовь и нелюбовь без ненужных объяснений и связность без ненужной логики, т.е. случайность и нелогичность, как в жизни.» Аудиокнигу читает Вячеслав Герасимов, и даже не раздражает, как-то подходит сюда по стилю. А есть еще совсем новый роман, который продолжает ту дилогию и называется «Свет в окне»*. И это просто счастье - предвкушать новую книгу Катишонок.
Святослав Логинов, «Многорукий бог Далайна». Прежде всего стоит отметить блестящую работу демиурга - построение непротиворечивого мира с его собственной историей, мифологией, атрибутикой, притом очень качественно проработанными. Самое же, пожалуй, эффектное в этом мире - его язык, в который читателя вводят как бы походя, методом погружения. Смыслов можно накопать сколько угодно: от выживаемости человека в любых условиях до расплывчатости границ добра и зла и дороги в ад, вымощенной благими намерениями. Отдельно надо отметить, как метко автор со своей Страной добрых братьев прошелся по разнообразным строителям справедливого общества. Еще исключительно хороша легенда про злобных шооранов, уничтоживших далайн. И... открыв рот от неожиданности, читатель даже не предполагает, какой следующий эффектный поворот ждет за следующим углом, заставляя переосмыслить заново то, что он прочел до сих пор. Концовка примиряет с одним безусловным минусом книги - ее жуткой затянутостью. Вот ходит этот Шооран туда-сюда, строит свои оройхоны, можно бы и подсократить, как минимум на треть. Еще Логинова я читала «
Колодец» (так себе) и «
Свет в окошке»* (прекрасно и незабываемо). Думаю, «Многорукий бог» тоже не забудется. Как бы то ни было, каждая вещь Логинова непохожа на другую и совершенно непредсказуема.
Маргарет Этвуд, «Пенелопиада». Биография Пенелопы, рассказанная ею самой. На месте простой и ясной гомеровской истории тут много чего накручено, перекручено и феминистскими штучками приправлено. Раздражали меня вставки с греческим хором (не люблю я эти игры) - а в остальном ничего так вещица. Со «
Слепым убийцей» не сравнить, но и сравнивать глупо, ибо жанр другой. В общем, на душу мне эта повесть не легла и очаровать не очаровала, но сказать, что разочаровала, тоже не могу. Если еще чего-нибудь Маргарет Этвуд начитают, буду слушать обязательно.
Андрей Геласимов, «Рахиль». По этому роману не очень понятно, за какие такие заслуги автор завоевал себе реноме «любимца критики» и даже букер какой-то получил. Серый какой-то романчик, с невнятным сюжетом, написанный сомнительным стилем, а то и вообще без. На одной странице нормальный такой житейский стиль, на следующей - «ни словечка в простоте». Случаются какие-то прекрасные моменты, как например Любино «ха!» (кто читал, не забудет, а мы теперь активно используем), ну и стиляжно-хипповская линия неплоха. Но в целом не стоит прочтения. Говорят, надо этого автора читать «Жажду» и «Степных богов», а я, выходит дело, снова промахнулась и в качестве первой книги прочла неправильное. Пока что надо отдохнуть от этого Геласимова (как минимум, перестать спотыкаться об это неестественное «л» в середине нормальной привычной фамилии).
ПС
1. «Свет в окне» Катишонок и «Свет в окошке» Логинова - совпадение, однако!
2. Нарочно полезла в тырнет с надеждой найти там парха, тукку, гвааранза и прочую нечисть, не говоря о Ёроол-Гуе, вызвавшем живую ассоциацию с Ктулху. Не нашла, даже странно. Умела бы рисовать - непременно бы изобразила.