Обещала вскорости написать про кино - вот пишу.
«Короткие истории» («
Short Сuts»). Правильнее было бы перевести «Короткий монтаж», и иногда так и делают. Мы этот фильм видели уже когда-то давно, захотелось пересмотреть. Ах, какое кино! Три часа пролетают так, что выдохнуть не успеваешь. Сначала понятия не имеешь, кто все эти люди, но постепенно собирается сам собой искусный и хитроумный пазл из двадцати двух персонажей - одиннадцати пар, и неожиданно смыкаются меж с собой, казалось бы, совершенно не связанные действия и действующие лица, и одно цепляется за другое, и комедия граничит с трагедией, о том не подозревая. И эта пронзительная линия мальчика Кейси и все ниточки, ведущие к ней (официантка, доктор и его полуголая жена, кондитер, клоунесса, отец мальчика со своим вдруг нашедшимся папашей...). И землетрясение в конце, придающее фильму дополнительное измерение... в общем, высший класс. Насколько я понимаю, Олтмен один из первых изобрел так называемый «еnsemble film» (так мне никто и не сказал, как это по-русски), и многие ему впоследствии подражали - а этот фильм так и остался одним из лучших в своем жанре и вообще. И кстати, приз (один из) картина получила «за лучший актерский ансамбль», хотя актерам даже толком поиграть не дали. Мы еще Олтмена смотрели «Госфорд Парк» и он тоже был хорош, но эти «Short Сuts» - просто шедевр.
«Пена дней» («
L'écume des jours»). По-английски почему-то назвали «Mood Indigo» - это, интересно, зачем? Тоже мне, креативщики. Слышала, ругают Гондри за то, что увлекся пьяноктейлями и забыл про дух и букву оригинального произведения. Вот так, например: «Режиссер так увлекается буквальным переносом виановских абсурдизмов и присочинением собственных, что, кажется, забывает о том, что за всеми этими говорящими с героями облачками, башмаками «из преизрядного гавиала», «квадрилью треугольником» и развеселой резней на катке есть что-то еще» Или: «Бешеный темп, в котором обувь в нетерпении сбегает от героя, а тарелки кочуют по столам, выдает в Гондри человека, безразличного к ритму прозы» Не знаю, не знаю - как по мне, так в фильме безусловно есть «что-то еще» и даже больше, и невозможная задача втискивания великого романа Виана в рамки двухчасового фильма решена почти в совершенстве. Невероятная депрессивность романа по мере продвижения его к концу тоже передана режиссером на 100%, так что смотреть с осторожностью. Вычитала в рецензии, что жена Виана ушла от него (в любовницы) к тому самому Жан-Солю Партру, которому неслабо так досталось в «Пене дней»; почему-то раньше не знала. Пошла разбираться в Википедию, выяснила, что это случилось через несколько лет после написания романа, и что Борис с Жан-Солем много лет были близкими друзьями... в общем, тут копать и копать. Оставила разборки на потом, когда все равно буду писать про Виана как автора песен.
«Le prenom» («
Имя»). Умная, психологически тонкая и остроумная комедия, злая и добрая одновременно, с роскошными диалогами, неожиданными поворотами сюжета, старыми скелетами из шкафов и прекрасными актерами, начиная с лапочки Брюэля. Очень жаль Валери Бенгиги, которая умерла два месяца назад… 47 лет, это что ж такое делается. (Кстати, на ее фамилию я сразу сделала стойку - неужто и вправду сестра Брюэля? Но нет, в сети о том ни звука - ничего себе тогда совпадение.) После фильма осталось приятное послевкусие и два запомнившихся момента: мне «что скажут Розентали», а Левке - про Ватерлоо-Аустерлиц. Не уверена, что стоит смотреть этот фильм через полгода после «Резни» Поланского, ибо принцип тот же, а Полански(й) все-таки большой мастер. Но что-то все же есть в этом фильме, чего не хватает в том - в первую очередь, доброта и может даже (не бейте тапком) глубина. Спасибо, дорогая
elena_masque, за рекомендацию.
«Клокло» («
Cloclo») - байопик про Клода Франсуа. Как я к этому певцу отношусь - объяснять не надо, но фильм был мне интересен очень-очень. Я ж биографией Клокло мало интересовалась и многих любопытных фактов не знала. Например, что его первая жена (ну вот, опять) ушла к Жильберу Беко (в фильме показанному мельком, но монструозно). Что у него был длительный роман с Франс Галль. Что незадолго до смерти Клокло умудрился расколоть Рода-Жиля (!) на три текста (в кино смешно так Клокло говорит, что ничего мол не понятно в тексте - ну и ладно, раз публике нравится). И еще спасибо, что напомнили про «Comme d’habitude» - я все время забываю, что это его. Вообще непонятно, как этот король попсы мог написать такую приличную песню - а написал ведь. Киноискусства особого в фильме нет, но байопик вполне достойный.
«Смерть на похоронах» («
Death at a Funeral») - местами дико смешная английская черная комедия. Интересно, что есть два фильма: оригинал 2007 года и римейк 2010 года. Так вот, согласно олмуви, здравому смыслу и всему остальному, смотреть надо фильм 2007 года, который по ссылке. Но даже и этот правильный фильм - если смотреть его после того же «Имени», то нельзя не заметить разницу в качестве и природе юмора. Если жрать наркоту вместо валерьянки, можно много совершить нелепых и смешных движений, а если в голом виде - то вообще обхохочешься. Это да, это вам не Ватерлоо-Аустерлиц.