«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» («
The Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford»). Cтоило начать смотреть этот фильм как минимум из-за названия, а продолжив - восхититься замечательной операторской работой. Позже, правда, стало непонятно, кто все эти люди. Ну, снято красиво, так что ж теперь мучиться и нафига мне эти бандиты? Однако в процессе часть непонятных нафиг перестреляли, и сделалось возможным идентифицировать оставшихся, а под конец таки оказалось, что фильм не хуже своего названия. Абсолютно прекрасный саундтрек (не знаю, кто такой Уоррен Эллис, но Ника Кейва люблю давно). Кейси Аффлек (ага, брат Бена Аффлека, так я и думала) прекрасен, а Брэд Питт в роли Джесси Джеймса настолько могуч, что тут и слов у меня никаких не подберется. Оправдывают ли последние сорок минут предшествующие два часа - решать каждому для себя, для меня - оправдывают.
«Елена» («
Elena»). У меня со Звягинцевым сложные отношения. «
Возвращение» очень понравилось, хотя и озадачило. А «
Изгнание» смотрелось как пародия на первый фильм, тем самым и его в какой-то степени дискредитировав. После чего я была уверена, что на «Елене» мы со Звягинцевым и распрощаемся... а как бы не так, фильм совсем другой. Его превозносят (режиссура, актерская игра, операторская работа блестящая, чего уж там), но многие и ругают. Одни за то, что Звягинцев «торгует родиной навынос за престижные кинофестивальные призы», другие - за подлый прием противопоставления богатых и бедных, народа и интеллигенции. Третьи - за то, что все очень мрачно, и почему именно в России?
Интересное интервью с Познером, который хорошо так Звягинцева подкалывает именно на этот предмет. Но Звягинцев и парирует удары более чем достойно. Беседа эта не только об «Елене» (интересно, что Познер фильма не видел, зачем ему?), но и о том, действительно ли произошло трагическое «изменение человеческого вида» и наступил апокалипсис на примере одной отдельно взятой страны. Вот эта рецензия мне понравилась:
Илья Роготнев «Аналитика тьмы». «Елена» не о том, что происходит. Не о том, что может произойти. «Елена» - картина о том, что с нами произошло, мы все живем после падения Елены. Конец света наступил. Мы живем в мире, стремительно охватываемом низменными стихиями, темной стороной социальной реальности. Эта темная сторона не бедность, а безобразие, визуальное и моральное. Ад пришел в мир. Кому-то могло казаться, что в инфернальном мире должно быть величие: его музыка должна напоминать «Гибель богов», его атмосфера должна быть трагична, его эстетика должна содержать нечто мрачно-готическое. На самом деле, Ад - пространство пошлости. Звуки Ада - это телевизионный информационный шум: «Контрольная закупка», «Пусть говорят», «Давай поженимся»… Голоса Ада - гогот гопников. (...) Да и сам конец света прошел незаметно: просто на пару минут в районе отключили свет. На самом деле я рада, что Звягинцев спустился со своего метафизического дерева в реал, у него неплохо получилось. Спустился, собственно, не до конца, и как по-моему, именно это кино на грани метафизики и реальности исключительно ему удалось.
«Любовник» Валерия Тодоровского. Еще один российский фильм, чтоб не скучно было «Елене». Мог быть ну очень хорошим, если б не затянутость. Экслер в
своем отзыве смешно переписывает фразу, сказанную в одной из рецензий. Было: «Тодоровский не побоялся снять простой и очень серьезный фильм, лишенный иронии, стильности и драйва». Стало: «Тодоровский не побоялся снять очень простой, серьезный, скучный и крайне затянутый фильм, лишенный иронии, стильности и драйва». Мне есть что возразить. Ирония и стильность не обязаны быть в каждом фильме, а драйв - он не один на всех, это кому как. Мне драйв был, и еще какой. Фильм вызвал живую ассоциацию с лучшими традициями советского психологического кино, сегодня это большая редкость. Ну, затянуто, да. Но все равно фильм достойный и терпеливым - смотреть.
«Однажды в Ирландии»/«Залечь на дно в Дублине» («
The Guard»). Забавно они тут намудрили с русскими названиями. Я конечно понимаю, что и «Страж», и «Полицейский» - не лучшие переводы. Но «Однажды в Ирландии» еще хуже, так как вообще ни о чем не говорит, и «Залечь на дно в Дублине» тоже плохо, потому что эксплуатирует успех «Залечь на дно в Брюгге», а это вовсе ни к чему. На самом деле у двух фильмов (ну вот, я уж и сравниваю) действительно много общего: Брендан Глисон в главной роли, милые игры с неполиткорретностью, общий жанр черной комедии, и даже можно подумать, что общий режиссер по фамилии Макдонах. А на самом деле это братья: Джон Майкл Макдонах в «Дублине» и Мартин Макдонах в «Брюгге». Интересно, отличалась бы моя оценка, если б «Дублин» я увидела раньше «Брюгге»? Этого уже никто не узнает, а теперь мне «Брюгге» кажется первичнее, что ли, более гармоничным, смешным и одновременно более пронзительным. Пусть это не умаляет достоинств «Дублина», который тоже хорош и к просмотру всяко рекомендуется.
Ну и если уж мы о Брендане Глисоне, то напишу еще о «Генерале» («
The General»). Этот гангстерский байопик о «великом» ирландском «воре в законе» Мартине Кэхилле - фильм известный и хвалимый. Снова тот же типаж очаровательного харизматичного бандита (в «Дублине» Глисон не бандит, а полицейский, но выглядит все равно бандитом). И вот почему-то ни у меня, ни у Л. этот милый мошенник не вызвал ни капли симпатии и сочувствия, по разительному контрасту с двумя другими фильмами. Мы этот фильм посмотрели уже давно, но поскольку он меня не зажег, то и писать о нем не собиралась. Однако после лицезрения лапочки Глисона в двух замечательных фильмах подряд просто не могла о нем не вспомнить.
За праздники еще кучу всего посмотрели хорошего, скоро напишу.