Советско-французские мини-пластинки

May 08, 2012 16:30

В своей ностальгической элегии про советско-французский винил 70-80-х я пыталась восстановить в памяти пластинки, которые были у меня тогда. И большие пластинки вспоминались хорошо, а маленькие - так себе ( Read more... )

грампластинки, былое и думы, французская песня

Leave a comment

laedel May 8 2012, 18:15:15 UTC
Да, я имею в виду радиопередачи Гальперина прежде всего. Но не только его. Выходило много коротких (обычно) разрозненных передач. Кого в них только не было! Мне оставалось только шерстить программы передач в поисках названий вроде "Поёт такая-то/такой-то" и, если имя похоже на французское, -- стараться послушать и записать. Вот с Брассенсом меня одна из таких передач познакомила, несмотря на то, что передачу Артёма Гальперина про Брассенса мне так и не удалось послушать. Да и в передачах просто о культуре случались то песни, то интервью (например, с Изабель Обре). Даже Жюльетт была! Да только я сейчас досадую ужасно, что не записала и даже не дослушала ту передачу (там и песни были, и интервью). Вот не расслышала я её с первого раза, не поняла, не прониклась, а как жаль! В те годы, когда я чувствовала острее и ярче, Жюльетт мне бы была очень нужна.

Но когда я году в 1995-1997 слушала передачу с её песнями и интервью, мне показалось, что она уж прямо издевательски пародирует Пиаф и реалистическую песню Пиафовской эпохи и стиля, и я окрысилась на Жюльетт, вырубила (именно что вырубила) магнитолу и стёрла запись. Забыла о ней, даже не запомнила как её звали, а вот потом, уже читая ваши лекции о Жюльетт и слушая её записи, я начала припоминать ту историю, узнавать голос и стиль и понимать, какую же дурость я тогда сделала!

А что до ТВ, я ещё вспоминаю программу "Взгляд" года 1989-1990, где политические разговоры и репортажи чередовались с музыкальными видеоклипами из которых мне запомнились Каас, Фармер, Патти. И ярким воспоминанием с остались 2 большие телепередачи-концерта Мирей Матьё и Патрисии Каас в 1990 и 1991 годах.

Reply

bruja_roja May 8 2012, 19:00:02 UTC
> ещё вспоминаю программу "Взгляд" года 1989-1990, где политические разговоры и репортажи
> чередовались с музыкальными видеоклипами из которых мне запомнились Каас, Фармер, Патти

Ещё Пиаф там была, совершенно точно помню. Других, тех, кого ты перечислила, я не отметила и потому не запомнила. А вот Пиаф я приметила именно с тех пор. Лето 1989-го, каникулы со всякими брутальными приключениями и поздно вечером чёрно-белые исторические кадры, сменяющиеся под звуки "Non, je ne regrette rien" :) И Адамо из взглядовской музыки вспоминаю. Но да, во "Взгляде" были всего лишь видеоклипы с одной песней.

Reply

sova_f May 10 2012, 19:59:15 UTC
А я и "Взгляда" этого не застала... В мои времена если французских певцов еще как-то можно было послушать, то уж увидеть - никак. Разве что на видео были у меня какие-то случайные, с миру по нитке надерганные записи...

Reply

bruja_roja May 11 2012, 18:29:47 UTC
Хотя бы фотографии на некоторых пластинках можно было увидеть.

А вот знакомство только через радио, или только через пластинку без фото, давало интересный эффект. По голосу воображение рисовало портрет. И до чего же этот портрет оказывался потом непохож на человека! Интересно, а у вас такое было?

Мне вот Брассенс представлялся без усов и почему-то обязательно в очках, похожим на Демулена, но старше. Брель представлялся человеком с остро и резко очерченным лицом, чем-то похожим на Моцарта. Фреэль казалась похожей на Пиаф, но крупнее и крепче фигурой, с лицом покруглее. Катрин Соваж я представляла такой, что наверно за её портрет приняла бы портрет Жермен Монтеро. Лишь Мистенгетт воображение нарисовало по голосу на удивление правильно. А когда спустя несколько лет мы с Олей дорвались до интернета и разыскали фотографии всех их были изумлены, если не сказать шокированы отличиями воображаемых портретов от реальных.

Reply

laedel May 11 2012, 18:56:37 UTC
Да, вспоминаю те гадания о том, кто как выглядит.

Самое интересное, что я долго слушала Пиаф и даже успела автобиографию её прочитать, не видев ни одного её изображения. И Пиаф казалась мне дамой, похожей на Мирей Матьё и Марлен Дитрих сразу (некое объединение и усреднение образов их обеих), с Марлен Дитрих ростом, с чуть вьющимися чёрными волосами и жгучими карими глазами. Фреель казалась мне похожей на Катрин Денёв, только не блондинистой. Соваж воображалась мне почти такой как, она и оказалась, разве лицо как-то поизящнее, потоньше очерчено, на Барбару может быть похоже. А Мистенгетт, да, -- её улыбка почему-то слышна в её очаровательно квакающем голосе.

Усы Брассенса, лысина Ферре, нескладность лица Бреля -- этого мне даже в голову не приходило. Брассенс мне чудился похожим на Есенина, но старше, Брель воображался похожим на Маяковского, Ферре виделся типичным дивным эльфом.

Reply

sova_f May 11 2012, 21:16:09 UTC
Да, Пиаф! Забыла про нее написать, когда Вере отвечала: лицо более или менее так себе и представляла, но никак не думала, что она такая миниатюрная.

Reply

sova_f May 11 2012, 21:15:02 UTC
О, какая благодатная тема! Конечно, и у меня такое бывало сплошь и рядом.

Но вот теперь я бросилась про всех вспоминать - и понимаю, что прежние представления напрочь стерлись приобретенными позже познаниями. Ни Бреля, ни Брассенса, какими я их себе представляла, вспомнить никак не могу, а про Ферре и вспоминать нечего, потому что услышала песни и увидела его портрет одновременно... Хорошо помнится относительно недавний шок от знакомства с Жюльетт. Вот кто мне ознозначно представлялась роскошной и сексапильной красоткой!

Увы, про французов больше ничего не помню. Помню зато про других.

Том Вейтс казался толстым негром... хм, думаю, что не мне одной.

Щербакова почему-то представляла себе стройным и усатым, на манер Кочеткова.

А Чикину - жесткой и неприятной теткой. И ведь твердили мне, твердили, что надо ее сначала увидеть, а потом уже слушать. И вот я буквально через силу поперлась на ее концерт - надо так надо... и увидела такую бесконечно обаятельную и красивую девушку - что с тех пор просто по уши влюблена. И песни теперь слушаются совершенно по-другому... Вы, кстати, знаете ее?

Reply

bruja_roja May 12 2012, 22:14:19 UTC
Нет, не знаю. Даже не слышала о ней ни разу. Сейчас поискала её записи на youtube. Не разобралась ещё в своих впечатлениях. Оля говорит: "Ну и язва".

Reply

sova_f May 13 2012, 04:45:18 UTC
И язва тоже. Она бесконечно глубока, разнообразна и прекрасна... Одно из самых ярких явлений в сегодняшней песне. Вот замечательная статья про нее, хорошо отражающая масштаб ее творчества:
http://moskvoshvej.livejournal.com/3998.html.
Хотя статья скорее для тех, кто уже знаком с ее песнями.
Сказать вам, когда будет концерт в Москве? Потому что ее да надо видеть живьем.

Reply

bruja_roja May 15 2012, 13:52:56 UTC
Спасибо за ссылку на статью. Я там, и правда, далеко не всё поняла, потому как мало песен Чикиной пока слышала. Перечитаю ещё раз, когда буду лучше знакома с её песнями.

Поскольку мы с Олей в Москве в обозримом будущем вряд ли окажемся, довольстоваться нам придётся ютубом. Но даже ютубовских записей достаточно, чтобы почувствовать обаяние и необыкновенность Чикиной.

Reply

sova_f May 15 2012, 17:37:58 UTC
Вот те на... У вас обеих в юзеринфе не написано, где вы живете - вот я и решила, что в дефолтном городе... А где же вы? может, в Питере? было такое ощущение, что в одной из столиц...

Но я страшно рада, что Чикина вас зацепила! Мы вот уже лет пять как не можем нарадоваться этому счастью.

Reply

sova_f May 8 2012, 19:36:28 UTC
Как бы мне интересно было узнать имена спецов вроде Гальперина, которые когда-либо вели серии передач о французской песне! Если не сами передачи в записи, то хотя бы имена. Или (как мне показалось из ваших слов) серий не было, а были только разрозненные выпуски? Все равно интересно.

Про ваше первое неприятие Жюльетт - это, конечно, крайне забавно... Но кто же мог выдать о ней передачу в 1995-1997 годах, когда у нее всего-то вышло два с половиной альбома? Когда и во Франции-то ее толком не знали. Может, это было было в 1998, после "Assassins sans couteaux"? Вот про Жюльетт кто эту передачу придумал - это мне, конечно, самое любопытное!

Reply

laedel May 8 2012, 20:07:32 UTC
Знатоков уровня Гальперина мне в радиопередачах больше не встречалось, да и других серий передач я не слышала.

> Или (как мне показалось из ваших слов) серий не было, а были только разрозненные выпуски?
Совершенно верно.

Всё, что мне удалось записать с радио, сейчас находится на http://en-ondes.land.ru , а что я не записала, о том и помню слишком туманно и путанно.

Кто вёл передачу с Жюльетт, я, конечно, не помню -- я ведь даже и имя самой Жюльетт тогда не запомнила. Но песни были, должно быть из самых ранних альбомов, так как говорилось о Жюльетт как о новой восходящей звезде. Возможно даже и было сказано про 2 (???) вышедших альбома. Было интервью с ней, какие-то слова о начале карьеры, песни "Sentimental bourreau" и ещё одна, показавшаяся мне издевательской пародией. Кажется даже (но даже не знаю, воспоминание ли это или глюк), что передача была лишь выпущенной на российском радио некоей передачей французского радио (с переводом интервью).

Reply

sova_f May 9 2012, 08:23:20 UTC
А-а-а, точно. Припоминаю, что была серия таких французских передач на на российском радио (сама не застала, но краем уха слышала). Да, этим все объясняется.

Reply


Leave a comment

Up