Французская песня и я - часть 5. Памяти старой техники

Nov 24, 2011 17:08

Начало: 1, 2, 3, 4

Увлекшись книжками, я не смогла втиснуть в предыдущий пост про мои "лекции" описание их инструментария. Но это и хорошо - сейчас у нас получится такой отдельный и прочувствованный некролог, памяти всех.

Звук

Катушечный Юпитер-202 уже почти не застал эпоху лекций, застал ее красный кассетник «Романтик».


А Юпитер вот, пусть будет тоже:


«Романтик» для проведения вечеров натурально не годился, но при зале, где устраивали лекцию, была обычно аппаратура с хорошими колонками; в квартирах тоже, как правило, что-то было. В 1989 году я привезла из Франции двойной кассетник «Фишер» - и жизнь засверкала новыми красками, потому что качество у него было приличное, и можно было его таскать с собой, а также переписывать кассеты сколько вздумается. А то ведь я еще помню, как мы раньше переписывали: присоединяли один магнитофон к другому шнуром - и вперед. Только не всегда получалось.


Для каждой лекции была своя рабочая кассета. Но некоторые песни добавлялись в лекцию позже, а переписать кассету заново, чтоб было все подряд - нехорошо, теряется качество. Поэтому эти новые песни так прям с других кассет и ставились. Так что, к примеру, план программы "Под крышами Парижа" выглядел так:


Чтоб не дать диск-жокею как минимум расслабиться и как максимум - заснуть.

Слайд-проекторы

Удивительно, но свой первый (ручной-механический) слайд-проектор я таки выбросила - а ведь какая знатная была барахольщица. И в сети его не нашла - или не опознала. Что-то было похожее на вот это ("Свет", модель ДМ-4Т)


А потом из той же благословенной Франции в том же благословенном 89-м (или 90-м) я привезла автоматический проектор «Киндерманн» с пультом управления, ну и тогда вообще кайф настал. Можно было не сажать специального человека на проектор, а мне же одной и песни включать-выключать, и слайды переводить легким нажатием кнопки.


Слайды, диамагазины

Был такой в Москве магазин «Кинофотолюбитель» на Ленинском проспекте - наверное, и сейчас есть? Там я покупала диамагазины и рамочки для слайдов.

Диапроекторы автоматические и полуавтоматические рассчитаны на работу с диапозитивами (слайдами), вмонтированными в стандартные рамки размером 50х50 мм ГОСТ 17558-72. Разберите рамку на 2 части. Установите пленку эмульсионным слоем к темной половине рамки и присоедините вторую половину (светлую). Надежное соединение достигается сдавливанием обеих половин рамки пальцами по всему периметру. Рамки вставляются в кассету (магазин) в перевернутом виде и эмульсией к объективу. Каждый пенал содержит 2 кассеты (магазина), по 50 рамок в каждом. Пеналы могут фиксироваться между собой по вертикали и имеют наклейки для надписей. Вот так-то!


А еще были такие пеналы:


И еще у меня завалялся одинокий такой магазин на 30 слайдов, вот такой:

.
Но это ладно! Ведь до автоматических проекторов были ручные, и у них были совсем другие диамагазины:


На сайте, откуда я взята эту фотку, утверждается, что наиболее распространен был магазин на 36 слайдов (слева), а справа редкий тип - диамагазин на 30 слайдов для проектора «Свет». Надо же! У меня сотня диамагазинов этого редкого типа, а про нередкий я вообще не знала.

Слайды, рамки

Сначала советскому человеку рамочки были доступны только картонные


Потом возникли и пластмассовые. Сначала эти пластмассовые были куцые какие-то, скреплялись неудобно и норовили распасться на две половинки, затем появились гораздо более современные и дружественные к пользователю. 6 копеек стоили, как хорошо видно на фото




Эти слайды и коробочки не мои, а доброго человека из сети, но у меня были точно такие же, и это меня чрезвычайно с ним роднит




Композиция номер 27: слева вверху две картонные рамки, справа - две плохие пластмассовые, а внизу - мои сокровища. В смысле, их типичные представители


Слайды у меня хранились в магазинах старого пошиба (тех самых на 30 штук, которые редкие) в обувных коробках, перевязанных ленточками. В каждую коробку помещалось по восемь таких магазинов - как раз для одной лекции. Пока проектор был механический, так они все по очереди в проектор и вставлялись - только некоторые песни, общие для двух лекций («Песня для овернца», к примеру, была и в «Брассенсе», и в обзорной), приходилось перекладывать из одного магазина в другой. А с Киндерманом уж конечно, все слайды приходилось перекладывать в его большие магазины, а потом обратно. Этих больших магазинов не хватало на всю лекцию, так что в перерыве я отчаянно вытаскивала слайды 1-й части и заменяла их на слайды для второй.

Тексты и картинки для слайдов

Тексты песен я снимала на черно-белую пленку, а картинки - на цветную. Надо было знать заранее, на что будешь снимать, и покупать специальную пленку: негативную для слайдов и позитивную для фотографий печатных. То есть представьте себе: фотоаппарат один, а пленок - три вида: черно-белая для слайдов-текстов, цветная для слайдов-картинок и цветная для печати. Черно-белую для печати я не считаю - ее, мне кажется, перестали употреблять, когда появилась цветная печать. То есть надо было так рассчитать, чтоб закончить 36 кадров, и лишь потом перейти на другой вид. А бывали еще пленки и на 24 кадра, с ними получалось мобильнее. Хотите картинок? У меня есть!


А вот это не "Свема", а "Тасма" - помните, тоже было такое слово? это пленка Казанского завода.


А это цветная для слайдов:



Ничего-ничего, что для некоторых очевидно: пройдет несколько лет - и забудется, как не бывало.

В моем видеоряде была куча цветных картинок, которые я переснимала из художественных альбомов. Надо было их качественно переснять, да так, чтобы свету было достаточно. И я подлавливала солнышко, выскакивала во двор и щелкала их своим "Зенитом". Ладно летом, а зимой приходилось это делать на снегу. Случалось даже из "Иностранки" вынести тайком книжку - и на снегу во дворе ее щелк! А то в закрытом помещении всегда хуже получалось. Или не получалось вообще.

Готовые пленки я возила проявлять и печатать на край света, в Измайлово. Очень интересно, почему не нашлось такой фотолаборатории ближе - или слайды тогда проявляли не везде?

На заре туманной юности часть текстов песен (для черно-белых слайдов) написала Маринка Дубровина своим архитектурно-каллиграфическим почерком. А другую часть я - заглавными печатными буквами, как курица лапой.



Позже появился Вова Удалов, который не на шутку влюбился в Брассенса и значительную часть его песен набрал на компьютере (то бишь ЭВМ). Это было просто здорово! Можно было выставить жирный и крупный шрифт, распечатать каждый куплет на пол-листа - ну и сфотографировать обычным манером. А полностью на печатный текст я перешла только уже в Израиле, когда компьютеризировала свои лекции от начала до конца (правда, не все, а только четыре). Но вперед забегать мы никак не будем - это сколько ж мне еще всего рассказывать до Израиля.

Тубус

Афиши, которые были в прошлом посте, я таскала с собой вот в этом тубусе, чудом дожившим до наших дней. Все эти двадцать лет он стойко выдерживал перекладывания со шкафа на шкаф, а в этот раз не выдержал умывания и потек чем-то липким. Дождался все же, пока его увековечили.


Тексты лекций

Ну а тексты самих лекций печатала вот на чем. Извольте познакомиться: Портативная печатная машинка UNIS Tbm de Luxe. Югославского, кажется, производства. Хорошенькая... Вот ей богу, так и хочется тряхнуть стариной и со звоном перевести каретку - дзинь-ля-ля!


А да! Это ж вы еще не видели моих текстов! Чтоб получить разрешение на чтение лекций в клубах, надо было сдать рукопись в райком на цензуру. Справедливости ради надо заметить, что в райкоме их видимо не читали, потому что так ни слова и не исправили.



И еще вы не видели справку из общества "Знание", что я не хухры-мухры, а есть ихний лектор и имею право читать свои лекции где мне вздумается. Честно говоря, я и сама ее сто лет не видела


А вы, люди, не смейтесь надо мной. Скоро забудете совсем про негативы и позитивы, про ватманы и тубусы, про пищущие машинки и копирки, и про общество "Знание" заодно... Попытаетесь вспоминать - и не вспомните ничего. А у меня вот тут оно все, как в музее да по стеночкам, черным по белому да с картинками.

былое и думы, лекции, французская песня

Previous post Next post
Up