Давно не было восторженного про кино. Сегодня наконец есть! «Самоубийцы: история любви» (
«Wristcutters: A Love Story»). Довольно неожиданный восторг, ничто не предупреждало, кроме имени Этгара Керета. Я только думала, что по его сценарию (как мои любимые «Медузы»), а оказалось, что по рассказу. Но все равно, стиль-то чувствуется. Название уж совсем не вдохновляло - а сейчас я уверена, что оно нарочно с подвохом. Потому что не история любви приводит к самоубийству (как наверняка все подумали), а напротив, любовь происходит в загробном мире - в той его части, что отведена для самоубийц. Сам же мир подозрительно напоминает обычное американское захолустье, только изрядно потрепанное («здесь все такое же, только немного хуже»). В этом мире имеется: заведение под названием «Камикадзе-пицца» (там вначале работает наш герой), семейка самоубийц, дружно воссоединившаяcя на том свете, русский рокер Евгений, смешно списанный с Гудзя, и Том Уэйтс собственной персоной, внезапно возникший на середине фильма. И соответственно музыка: Gogol Bordello и означенный Том Уэйтс. А еще - девушка, ищущая вышестоящее начальство, потому что попала сюда по ошибке, и старая раздолбанная машина, у которой невозможно починить фары, а под правым сиденьем имеется «черная дыра», засасывающая плохо лежащие вещи (в нашей машине тоже такая!), и четкий ритм хорошего роад-муви, и этот едва уловимый подтекст и юмор а ля Джармуш, который никак не поймаешь за хвост и который я так люблю. Необычное, остроумное, славное и светлое кино, очень рекомендую. Потом уже прочла, что оно стало культовым в узких кругах. Так что вот, привет вам из узкого круга!
Предыдущим фильмом, приведшим меня в аналогичный восторг, была
«
Простая формальность» Торнаторе. И по этим следам мы давно собирались посмотреть «Новый кинотеатр «Парадизо»
(«Cinema Paradiso»), но боялись облома. С одной стороны, правильно боялись: с тем фильмом трудно равняться. С другой стороны, облом не был бы так чувствителен, если б повезло с версией. А с версиями тут вот какая была история (жаль, что не знала раньше). Фильм в первоначальном варианте, продолжительностью около трех часов (1988) был встречен холодно и получил утешительную премию «за художественные достоинства первой половины». Звучит как насмешка, но это действительно так! Первая половина картины Торнаторе, с ее неторопливой теплотой и добротой в стиле «Амаркорда» и классиков старого кино, и чудной музыкой Морриконе, действительно очень хороша. А вторая, как назло, затянута и мелодраматична. В следующем году нашлись добрые редакторы. Они выкинули из второй половины изрядное количество сюсю-мусю - и фильм сразу отхватил несколько крупных премий и завоевал популярность! И тогда другие добрые редакторы (подозреваю, что сам режиссер) сказали: вот же вам! И в 1993 году выпустили специальное полное издание фильма (167 минут), с которым мы, похоже, и настрадились. Короче, мораль: фильм наверняка хорош в его кратчайшей версии (чуть более 2 часов) - ее смотрите, а на остальное не соблазняйтесь. Считайте, что вас предупредили.
Кажется на этом месте Л. заявил, что «High Artistic Quality» наелся по самые помидоры, а теперь хочет простого советского американского спагетти вестерну. А вестерны Левка смотрит в промышленных количествах (без меня, без меня), и то, что он еще не видел «Однажды на западе» («
Once upon a Time in the West») - чистая случайность. А у нас демократия: хотел вестерн - получил вестерн, а то, что он оказался 5 звезд и High Artistic Quality - так это тоже чистая случайность. Как, впрочем, и то, что фильм действительно очень хорош и всем этим звездам соответствует! За исключением того, что 2 часа 45 минут - это все ж немного издевательство над народом. А так прекрасный фильм, и ни за что в жизни б не сказала, что он 68 года: смотрится абсолютно современным. Вестерн всех вестернов, высший класс.
Кроме любителей вестернов, у нас есть любители истории, с ними мы смотрели «
Агору» Аменабара. Фильм имеет 4 звездочки и очень хвалим олмуви за эпический размах, грандиозность проекта, достоверность характеров и обстановки, тщательную реконструкцию Александрии 391 года нашей эры, а главное - за совершенно дерзкое и религиозно-некорректное опускание христианства на фоне восхваления научного подхода. Мы с Л. ничего этого не знали и соблазнились на имя Аменабара и на
Гипатию, которую нежно любим со времен Баудолино. В результате оказалось, что все обещанное в фильме имеется - но при всем при том (увы!) кино напомнило нам учебный фильм для старшего дошкольного возраста. И это странно! Потому что «The Sea Inside» (2004) - вообще прекрасный фильм: и уму, и глазам, и сердцу. «Open Your Eyes» (1997) - хоть и не мое кино, но безусловно - кино с большой буквы, в кинематографическо-философском смысле этого слова. А это вот - не кино, хотя олмуви его и в этом смысле хвалит. What's really amazing is that despite all these risks, no expense has been spared in building a rich, three-dimensional re-creation of Alexandria, and viewed from as many camera angles as one can imagine. Amenábar especially favors filming from on high, shooting riots from a hundred feet in the air -- and sometimes from on really high, from the distance of a satellite looking down on the blue earth below. А может олмувиский рецензент есть великий антиклерикал, поэтому так и расхваливает это кино. И тут конечно шутки в сторону, но в наш политкорректный век Аменабар пошел на неслабый риск. Наверняка он имел в виду демагогичность, нетолерантность и античеловечность религии вообще (каковая критика, впрочем, сегодня тоже не в моде), но конкретно так приложил ранних христиан, что христианам сегодняшним было за что обидеться.
«Дети в порядке»
(«The Kids Are All Right») - новенький с иголочки фильм о лесбийской семье, просмотренный в кинотеатре «Лев» вместе с лекцией. Очень милое, доброе и познавательное кино: хорошо снято, хорошо сыграно, расширяет горизонты, заставляет задуматься. На лекции рассказывали, чем фильмы американского «инди» отличаются от голливудских. Оказывается, вплоть до сегодняшнего дня темы однополой любви в Голливуде не проходят (а как же «Горбатая гора», спросите вы - а ее, можно сказать, еле-еле протащили). И очень хорошо, что вот это объяснили - иначе я б решила, что этот фильм голливуд и есть, в его мягкой и камерной версии. А как, спросите вы меня, я определяю, что голливуд по духу - а что нет? И я не смогу ответить. Все Коэны и весь Джармуш, а также отдельные любимые фильмы («Американ Бьюти», «Форест Гамп», да те же «Самоубийцы»... - имею в виду только американские, да?) - все это «неголливуд». Что отличает тех от этих? Нестандартный подход? Необычное вИдение? Выход за рамки реальности? То, что четко виден автор за кадром? То, что этот автор либо сильно выше, либо сильно в стороне? Разводя руками, в очередной раз принимаю мудрый совет не заморачиваться - однако знаю, что через полгода снова примусь задавать себе те же вопросы. Если я вам еще не надоела про кино, надолго не прощаюсь.