Сегодня я разместил информацию о памятном знаке, установленном у нас в Волгограде на месте взрыва троллейбуса утром 30 декабря 2013 года.
Кстати, когда-то, с заметки об установке камня и
начался этот журнал!
Под катом - обещанная утром статья
КРЕСТ ВОЛГОГРАДСКИЙ
Переход на проспекте Жукова. Городской автобус. Железнодорожный вокзал. Троллейбус. И россыпь пресечённых случаев, в колонки не попавших.
Крест города. Террор.
Кача, микрорайон Волгограда, домашняя гавань грозного училища лётчиков. Училище убили при Ельцине, а географическая точка на городской карте осталась. И всякие объекты Минобороны живут за забором. У нас тут этакое русское воинское поселение. Здесь родительский дом моей супруги, здесь я специально подыскивал квартиру для самостоятельной жизни.
Прифронтовым городом мы себя стали ощущать в середине 90-х. Гарнизонный госпиталь быстро ставший военно-полевым, 11-й Городок (основная база 8-го гвардейского корпуса - генерал Рохлин, помните?), ещё живое училище. Военные патрули на улице видны чаще, чем ППС. Короче говоря, милитаризованная зона.
Зима 95-96 была… Кинематографическая гамма фильмов сорок первого.
В этих декорациях колонны пацанов в ушанках, выродках кирзачей и камуфляжных ватниках, с вещмешками теми ещё выглядели и зловеще, и привычно. Они проходили нашей улицей и уходили, потом уезжали с вокзала куда-то далеко от нас. Так казалось.
31 мая 2000-го далеко уже не казалось. Прямо в лицо ударил тугой хлопок, не фейерверк, но так, строительный. Балкон выходит на госпиталь, утреннее время сбора на службу, кофе.
Через проспект Жукова от госпиталя - КПП 255-го полка (Рохлин). Проспект пересекала пешая колонна - солдаты шли на завтрак, их как обычно пропускали троллейбусы. Два человека погибли на месте, пятнадцать или четырнадцать тяжёлых. Потом определили, что взорвался висевший на дереве пакет, в котором было более 200 граммов пластита и «фарш»: рубленые гвозди и проволока. Говорили, что вторая бомба была замаскирована еще ближе к КПП, но она не сработала. Троллейбус проехал (!) по переходу буквально перед взрывом.
Людное там место…
Взрыв борта «Волгоград-Москва» в августе 2004 над Тулой. Ставшие привычными регулярные обнаружения закладок в самых неожиданных местах, их тихо снимали или громко убивали на месте.
И - финал 2013 года. Автобус. Вокзал. Троллейбус. Приближался Новый год.
30 декабря, утро, начало девятого, разбудили звонком с другого конца города, читатели Интернета.Мы не слышали ничего.
Место - метров 100-120 от КПП бывшего училища (ныне - штабные объекты и учебка мотострелковой бригады).
Шустрое утро предпраздничного дня - покупки, работа, хлопоты, всё в повышенном режиме. Вон, малышку спасённую вообще на массаж мама везла.
15А - «мираж». Троллейбусов на нём мало, а маршрут удобный, горожане знают: соединяет две неудобно разрозненные части города, можно без пересадок. Оттого и набивается народ, а тут и день такой.
Место, Кача - это символ, Рохлин, месть. Троллейбус - естественный рассеивающий фугас, а здесь - утро крупного вещевого рынка. Бонус практический - транспортный коллапс в части городского центра перед праздником (у нас тут крупный пассажирский узел, узкий он).
* * *
К «троллейбусу» (как мы теперь говорим) принято нести яблоки и мандаринки, сосновые лапы и ёлочные игрушки. Время года не имеет значения.
Кстати. Президент, который беспечно веселился в Хабаровске, как привычно кривились.разочарованные, был на месте взрыва на рассвете первого января вообще-то. Нам тут с балкона видней, знаете ли.