И снова 1 сентября.
ЖЖ услужливо подсовывает текстик, который я размещала год назад. Вопрошая, не хочу ли я поделиться им снова?
Зачем? Не лучше ли вспомнить что-то другое из времен "школьные годы чудесные..."? Тем более, что за 10 школьных лет я поменяла 12 школ и вспомнить есть чего.
Вспомнился десятый класс. Я снова приехала в город, где провела детство, где прошла бОльшая часть моей жизни. "Летняя столица", как ее тогда называли. Город, убитый теперь Распилиадой. Но в моей памяти оставшийся самым прекрасным городом земли. Пахнущий магнолиями, олеандрами, а по осени - одуряющий запах душистой маслины, сводил с ума отдыхающих и заставлял их вспоминать в своих сибирях этот город - как сладкий сон о потеряном рае.
Первую четверть десятого я проучилась в Казахстане и должна была снова уехать к бабушке, заканчивать школу там. Перелет запланировали на 7 ноября. Предполагалось, я прилетаю, продолжаются каникулы, я приношу документы в свою прежнюю школу и со второй четверти иду учиться.
Ан, не тут-то было. Всю вторую четверть я пробегала по паспортным столам, простояла в очередях к грозным дядькам-начальникам, которые решали мою судьбу. Неважно, что ты жила здесь с 2-летнего возраста. Неважно, что у тебя есть где жить и твои родные люди согласны тебя прописать. Все это неважно. Время получения паспорта выпало на Казахстан? Ну, вот, туда и возвращайся. И опять-таки неважно, что тебе только шестнадцать и у тебя больше там нет никого. Даже родители снова уехали в поисках лучшей доли для своих детей.
Но, рано или поздно, любые войны заканчиваются. Закончилась и моя война с паспортными начальниками, длившаяся всю вторую четверть и в школу я пошла лишь с началом третьей.
Ту, в которой я училась раньше, к тому времени перевели в новый микрорайон, в новое здание на Донской и ученики в классе, куда я пришла, были по преимуществу мне незнакомые. Точнее - все незнакомые. Но подружились мы быстро. Не могу похвалиться, что была я сильно контактная, но класс (полный интернационал, кстати), принял меня вполне дружелюбно и изгоем я себя не чувствовала.
И вот, в этом классе мне особенно запомнились два эпизода. Первый - когда мы с Катькой (Кнарик, вообще-то), однажды явились на уроки ... пьяными.
Дело было так.
Я зашла за ней утром, чтобы идти на занятия вместе. Не скажу, чтобы это было по пути, но мне нравился ее гостеприимный дом на горе. Запах спелого винограда, потом болтать "о своем, о девичьем", по дороге в школу... В общем - я зашла за ней и застала ее в кухне на первом этаже большого двухэтажного дома, где моя подруга жила вместе с отцом и старшим братом.
На столе все еще стояли остатки вчерашнего застолья.
Кна предложила: "Вчера поминки были. Годовщина смерти мамы. Папа в этот день всегда открывает новое вино. Сам делает. Хочешь попробовать?"
Ну, кто ж не хочет, когда тебе 16 лет и вина тебе еще никогда не наливали?))
Катька подошла к громадной (литров на 20, не меньше), бутыли, стоявшей на полу, наклонила ее и набулькала в ковшик достаточно много ароматной рубиновой жидкости.
- Пей...
Я решила, что от двух глотков - чего мне будет, правильно? К тому же по кухне разлился волшебный запах нагретого солнцем винограда.
Попробовала... И сама не заметила, как вместо "попробовать" - выпила достаточно много. А, оторваться было невозможно! Никогда в жизни ни до, ни после мне не доводилось пробовать таких волшебных напитков! Терпкая, кисло-сладкая влага, благоухающая виноградом, нагретым солнцем. Это было непередаваемо!
Остаток из ковшика допила Катька. Предложила еще, но у меня хватило благоразумия отказаться.
- А я еще немного, - набулькала она в ковшик добавки.
Потом мы шли в школу.
Погода великолепная. Мы пинали ногами желтую листву, хохотали во все горло. В общем - нам было весело!
Первым уроком - обществоведение. Вела его моя соседка по лестничной клетке - Вера Васильевна.
Она ходила между рядами, что-то объясняла, посматривала на нас с Катькой пристальным взглядом. А мы продолжали веселиться. Перебрасывались шепотками. Ну, весело девчонкам!))
Вера Васильевна, проходя мимо нас, на секунду (не прерывая объяснений), наклонилась ко мне, как бы поправляя учебник, лежащий на парте, и пошла дальше.
Урок закончился. Вера Васильевна подозвала меня к столу и прошептала на ухо.
- Даю вам пять минут и чтобы я вас сегодня в школе больше не видела...
Бабушке она на меня не наябедничала. Спасибо ей за это)).
(Вторая история не такая веселая, но это как-нибудь в другой раз).