ГЕКТОРАС ВИТКУС

Jul 06, 2013 20:47




Краеугольным камнем идеологии стран Балтии являются исторические события 1939-1945 гг. В рамках официальной трактовки эти республики предстают обязательно как безмолвные жертвы двух режимов: фашистской Германии и Советского союза.

Противоречивые моменты истории Второй мировой войны при этом довольно часто «выпадают» из этой концепции. К таковым событиям с полным правом можно отнести планомерное уничтожение на территории Литвы еврейского населения, проживавшего в республике до начала войны. Холокост стал одной из самых трагических страниц литовской истории, которая писалась фашистскими оккупантами вместе с самими литовцами.Однако в современном обществе Литвы эти события не находят столь же заметного места, как проблема «тройной оккупации», и воспринимаются, скорее, как часть «отдельной» истории еврейского народа, считает доктор исторических наук, лектор кафедры истории гуманитарного факультета Клайпедского университета, специалист по проблеме Холокоста в Литве и Восточной Европе Гекторас ВИТКУС:

- В чем Вы видите причины трагических событий, сопряженных с Холокостом в Литве во время Второй мировой войны?

- В историографии главными предпосылками Холокоста в Литве указываются период кризисов 1938-1939 гг. - как геополитического свойства, так и собственно политических (потеря Клайпедского края, ультиматум Польши и договор с СССР) - а также укрепление антисемитских настроений литовского общества, потеря независимости Литвы в 1940 г., и нацистская оккупация в 1941-1944 гг.

Но особенно важно подчеркнуть факт, что эти события играли роль исторического контекста, поскольку Холокост в Литве имел целую цепь предпосылок политического, идеологического и социально-экономического характера. К политическим предпосылкам нужно отнести проблемы развития гражданского общества в Литве в период независимости в 1918-1940 гг.: тенденции укоренения в коллективном сознании литовской общественности этнического и примордиалистического национализма, причиной которых стало установление (после переворота 1926 г.) авторитарной системы власти.

В политической концепции авторитарного режима в Литве главную роль играли не только идеологические установки националистического характера, но политические тенденции «учреждения» литовской нации по модели «корпоративного общества» (по аналогии с фашистской Италией).

С этими тенденциями были сопряжены и идеологические предпосылки Холокоста в Литве. Но в идеологическом контексте главную роль, по моему мнению, играл не только антисемитизм, который в Литве даже в период авторитарного режима был достаточно умеренным и «управляемым», но «выталкивание» еврейской части населения за пределы политического, социального и культурного проекта Литовского государства. Корпоративная концепция литовского национализма группам населения нелитовской национальности сулила единственный сценарий возможного участия в жизни литовского общества - полную ассимиляцию. В общественном дискурсе литовцев межвоенного времени евреи стали оцениваться как «второсортные граждане» (или, как неоднократно выражался Президент Литвы Антанас Сметона - «гости»), которым предоставлялась ограниченная роль только в социальной и экономической сферах жизни страны.

Не менее важную роль в контексте предпосылок Холокоста в Литве имели и тенденции экономического характера. Еврейские предприниматели доминировали в секторах среднего и малого бизнеса Литвы и были главными конкурентами немногочисленных литовских предпринимателей, а нередко и государственных предприятий.

Поэтому, несмотря на тот факт, что еврейское предпринимательство являлось неотъемлемой частью всей экономической системы Литвы, власть и большая часть литовской общественности стало склоняться к тенденции определения еврейского предпринимательства как «еврейской экономики», то есть «чуждого элемента», присутствие которого сулило опасность экономическим интересам литовского народа и государства. Данная тенденция особенно отчётливо проявилась в период экономического упадка в Литве 1929-1937 гг., когда в общественном дискурсе Литвы еврейские предприниматели обвинялись в вывозе «литовского капитала» из страны и в «подрывной» экономической деятельности. В это время началась эпоха так называемой «литуанизации экономики Литвы», которая подпитывалась идеологическими установками модернизированного (социально-экономического) антисемитизма.

И главной чертой этого процесса стала тенденция к соотнесению экономических трудностей Литвы с «национальными и культурными особенностями деятельности евреев».

- В каких местах на территории Литвы располагались гетто?

- На территории Литвы с 1941 по 1943 гг. гетто располагались в Вильнюсе, Каунасе и Шауляй. В сентябре 1943 г. Вильнюсское гетто было ликвидировано, а гетто в Каунасе и Шауляй перешли в прямую юрисдикцию СС и были реорганизованы в концентрационные лагеря. Их ликвидировали в июле 1944 г.

Кроме трёх упомянутых «центральных» гетто, на территории Литвы в период июня-октября 1941 г. действовали так называемые временные гетто, которые располагались в центрах волостей и областей. По существу они были лагерями временной изоляции задержанных и обреченных к смерти евреев, но многие из них выполняли функции гетто. В них до осуществления «окончательного решения» (массового расстрела или депортации в главные гетто) содержались евреи отдалённых местностей, которых использовали как временную рабочую силу. Многие узники «временных гетто» были убиты до октября 1941 г. В провинции Литвы выжили (были спасены местными жителями) не более 4-5 % евреев.

- Какую роль в геноциде еврейского народа сыграло местное население?

- Роль местного населения Литвы в Холокосте была неоднозначной по нескольким причинам.

Геноцид еврейского населения (особенно идеологическую и политическую его части) в Литве инициировали оккупационные власти Третьего рейха, но литовское население играло важную роль в активных стадиях приведения программы геноцида.

Уже в первые дни войны между Третьим рейхом и Советским Союзом в Литве началось антисоветское вооружённое восстание (так называемое «Июньское восстание»), во время которого в некоторых городах и местностях начались погромы еврейской части населения. Во многих случаях главными зачинщиками погромов и других преступлений подобного рода были не только повстанцы, но и другие слои литовского населения.

Именно волна антиеврейских преследований во время восстания привлекла пристальное внимание оккупационных властей, и в её высших слоях незамедлительно было принято решение использовать «антиеврейские устремления» местного литовского населения в планировании и реализации политики «Окончательного решения еврейского вопроса».

Не менее важную роль в этом отношении играла и позиция временного правительства Литвы, созданного в период «Июньского восстания», и которое в течение своей деятельности (с 24 июня по 5 августа 1941 г.) приняло целый ряд постановлений, направленных против еврейского населения (к слову, пост министра коммунального хозяйства во временном правительстве занимал отец лидера Саюдиса Витаутаса Ландсбергиса - Витаутас Ландсбергис-Жямкальнис - прим. RuBaltic.Ru). Евреи Литвы были лишены всех гражданских прав, и это очень сильно подействовало психологически не только на них самих, но и на разные слои литовского населения.

Такая ситуация играла на руку инициаторам Холокоста. Уже в июле 1941 г. оккупационные власти в городах и местностях Литвы начали формирование литовских полицейских батальонов и специальных подразделений, в деятельность которых были включены и так называемые «специальные задачи».

Таким образом, литовские полицейские подразделения принимали участие во всей цепи геноцида евреев, начиная с отбора жертв и заканчивая массовыми экзекуциями.

Нет сомнений, организатором Холокоста был нацистский режим, но часть литовского населения стала главным исполнителем политики геноцида евреев в Литве.

- Оказывало ли еврейское население сопротивление?

- Предпосылки и условия организованного сопротивления сформировались только в раньше упомянутых «центральных гетто», в которых свою деятельность пытались расширить несколько подпольных организаций, таких как «Организация антифашистской борьбы» и «Объединённая организация партизан». Это были организации сионистского рода, поэтому они столкнулись с трудностями формирования совместных действий с группами сопротивления местного населения и советского подполья.

Вышедшим из гетто членам этих организаций было очень трудно интегрироваться в отряды красных партизан, поскольку вследствие идеологических и политических разногласий к евреям, бежавшим из гетто, относились с недоверием.

По разным оценкам, в вооружённом сопротивлении в Литве участвовало около 1500-2000 человек. Но в гетто постепенно установилась практика не только вооружённого, но и морального сопротивления (подпольные школы, театр Вильнюсского гетто и т. д.), которое многим узникам гетто помогло не сломиться и духовно, и психологически, а также сохранить хребет своей национальной самости, а проще говоря, сохранить человеческое достоинство.

- Какое место тема геноцида еврейского народа занимает в общественном дискурсе современной Литвы? Можно ли говорить о существовании в Литовской республике стратегии коллективной амнезии касательно злодеяний в отношении евреев?

- Это очень актуальный вопрос. В начале 90-х годов, когда в Литве в открытую был поставлен вопрос о геноциде евреев и роли в нём литовского населения, реакция была очень резкой и острой. Но очевидных попыток отрицать сам факт Холокоста не было. Постепенно проявились только тенденции оспаривания участия части литовского населения в Холокосте и квестионирования истинного масштаба коллаборации разных групп литовской общественности. В этом контексте особую роль начали играть идеологические установки, связанные с так называемой концепцией «симметрии геноцидов» (то есть оценки геноцида евреев в Литве как мести литовского населения евреям за их «активное участие» в помощи и проведении советских репрессий против литовцев в 1940-1941 гг.), которые пользуются некоторой популярностью и в нынешнее время.

В общественном дискурсе современной литовской общественности в отношении Холокоста утвердился принцип «исторического отбора».

То есть в общественной коммуникации Литвы доминируют тенденции восприятия Холокоста как отдельного эпизода Второй мировой войны, больше всего связанного с трагедией евреев, но не всего общества Литвы.

Поэтому в большей части литовской общественности преобладают установки оценивать Холокост отдельно от негативного исторического опыта литовцев. Многим литовцам всё ещё трудно воспринять факты, что, например, пакт Риббентропа-Молотова определил не только судьбу прибалтийских народов, но и евреев, что репрессии советской власти в Литве 1940-1941 г. трагически коснулись не только литовского, но и еврейского населения, и что «Июньское восстание» было не только мужественным актом сопротивления литовцев, но и преддверием Холокоста в Литве. Весь комплекс упомянутых установок можно определить как некий особенный вид «частичной коллективной амнезии», которая негативно влияет на историческое осмысление всего спектра предпосылок, причин и последствий Холокоста.

- Какие меры были приняты литовским правительством после 1991 г. в рамках признания Холокоста на территории Литвы во время Второй мировой войны?

- В течение 1990-2012 гг. по инициативе литовского правительства был принят ряд законов и постановлений, предназначенных для признания Холокоста, изучения и преподавания истории Холокоста и увековечения его памяти. Например, в 1990 г. было принято постановление об охране и обозначении памятными знаками мест Холокоста и массовых захоронений жертв геноцида евреев. В 1992 г. был принят закон об объявлении 23 сентября официальным днём памяти геноцида евреев Литвы. В том же самом году в соответствии с отдельно принятым законом свою деятельность начал Центр исследований геноцида и резистенции жителей Литвы (центр до недавнего времени координировал главные направления исследований Холокоста в Литве). С 1995 г. в Литве начато внедрение программы просвещения преподавателей высших вузов Литвы, а с 2000 г. по инициативе правительства в Литве начала проводиться программа школьного преподавания и просвещения на тему Холокоста. С этого момента данная тема стала обязательной частью школьных программ курса истории. В 2011 г. принят закон о компенсации конфискованного во время нацистской оккупации материального имущества евреев Литвы, в 2012 г. принят закон об объявлении 2013 г. годом памяти ликвидации Вильнюсского гетто. В соответствии с законом о преступлениях против человечности, принятом в 1998 г., в Литве преследуются прецеденты отрицания Холокоста или осквернения памяти его жертв.

- Существует ли на данный момент в Литве проблема антисемитизма?

- С должной долей ответственности вынужден признать, что проблема антисемитизма свойственна и современному обществу литовцев.

По моему мнению, проблема антисемитизма напрямую связана не только с проблемами политического, экономического или социального плана, но и с проблемами развития гражданского общества. В современной Литве зачатки гражданского общества пока ещё очень слабые, можно сказать, оно находится в зачаточном уровне. Поэтому в Литве, несмотря на все усилия властных институций и научной общественности, всё ещё выделяются тенденции определения евреев как «особенной» или «категорической» группы, у которой есть «особая память» - Холокост, а это непосредственным образом влияет на живучесть антисемитских стереотипов и настроений.

RuBALTIK.ru

ВОВ, СССР, ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Previous post Next post
Up