Во вторник, в день 88-летия одного из величайших современных художников, состоялось открытие первого в России Художественного музея его творчества. Это не только крупное событие в мире искусств - это долгожданный акт возвращения изгнанного из СССР мастера в его родной город.
История со скандалом в Манеже, когда генсек Хрущев, не церемонясь в выражениях, подверг разносу молодых художников-авангардистов, стала переломной в судьбе Неизвестного: после высочайшего гнева партии все дороги в творчестве ему, уже известнейшему в мире мастеру, лауреату многих международных выставок, были перекрыты. Он был горячий патриот, на фронт ушел добровольцем, был смертельно ранен, и вот получил новое тяжелое ранение - уже от родины. Менять профессию он не собирался и в 1976 году уехал в США, где продолжал работать. Зла на родину он не держал: именно Неизвестный стал автором надгробного памятника Никите Хрущеву. Его монументальные творения теперь украшают многие города мира, его выставки проходят по всей планете, его работы на аукционах идут за баснословные суммы, его музей есть в Швеции, но когда он подготовил для родного Екатеринбурга потрясающий по силе памятник жертвам политических репрессий, ответом ему были злобные выпады антисемитов.
"В почти бесконечной череде выставок и событий, связанных с моим творчеством, по всем городам и весям мира сего, в моем сердце человека и художника оставался пробел - болезненное пустое место - там отсутствовал мой родной город", - с горечью писал Неизвестный в каталоге к выставке его работ, которая усилиями его друзей - екатеринбургских коллег - прошла в Галерее современного искусства пару лет назад. Воодушевленный успехом выставки, известнейший график Виталий Волович вместе с художником Михаилом Брусиловским написали открытое письмо президенту России и новому губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву с предложением дать наконец ход давней идее основать на родине великого земляка Художественный музей его творчества.
"Я подумал: а может, что-то наконец изменилось и в городе и в обществе! - рассказывает Виталий Волович. - И действительно, идея была встречена с огромным интересом. Губернатор послал Неизвестному письмо, подтверждающее серьезность наших намерений. В ответ Эрнст прислал для музея свои работы - бронзу, офорты... Ряд интереснейших работ недавно пришел из Сингапура, где проходила выставка Неизвестного. Для музея отвели двухэтажный купеческий особняк середины XIX века в центре города и решили открыть его не осенью, как предполагалось, а к 88-летию Эрнста Неизвестного 9 апреля. Все работы были проведены с огромным энтузиазмом и в кратчайшие сроки. Наша давняя мечта становится реальностью, и счастью нашему нет предела: ведь было что-то противоестественное в том, что на родине великого художника не знают его работ".
Представитель Эрнста Неизвестного в России Михаил Петров высоко оценивает уровень нового музея: "Работа проделана грандиозная, а главное, найден очень правильный, современный подход, выбрана концепция, соответствующая самому передовому уровню музейного дела. Музей даст возможность представить все области творчества Неизвестного, включая и его монументальные работы, - с помощью 3D-панели и нескольких экранов, где можно показывать интервью и видеосюжеты, а также крупные произведения, находящиеся в разных точках планеты. В оригинале же представлены бронзы, офорты, литографии, рисунки... Все работы очень интересны, многие широко известны. Среди них знаменитое "Сердце Христа", которое побывало в келье Иоанна Павла II. Частично они подарены музею художником, частично приобретены за счет города. Правда, пока у нас нет холстов Неизвестного - и я воспользуюсь случаем, чтобы воззвать к потенциальным спонсорам: мы ждем поддержки. Полотна Неизвестного в мире очень ценятся, и все находятся в частных коллекциях. На таких аукционах, как Сотбис, даже небольшие работы продавались за 70-75 тысяч евро!"
Новый музей установил связи с коллегами из других городов и стран, активно собираются работы художника из частных коллекций Екатеринбурга - старожилы города хорошо помнят время, когда будущий мастер для всех был еще Эриком Неизвестным, а книгами его матери писательницы и поэтессы Беллы Дижур зачитывались дети всей страны. Ее книги тоже будут в музейной библиотеке - эти два имени в истории искусства неразрывны.
В основе коллекции живописные и графические работы (рисунки, станковые гравюры, книжные иллюстрации), скульптуры малых форм, ювелирных изделий, иллюстрированные книжные издания и эксклюзивные фото, электронный архив и личные вещи художника. С выставки в Сингапуре в Екатеринбург доставлено 13 бронзовых скульптур. Ряд художников и коллекционеров, в том числе Виталий Волович и Евгений Ройзман, передали имеющиеся у них работы мастера. Екатеринбургское общество "Мемориал" объявило о передаче в музей гипсового макета монумента "Маска: Европа и Азия". Работающий в городе Уттесборг (Швеция) музей мастера готов передать в дар Екатеринбургскому музею 9 подлинных литографий Неизвестного, книги, фотографии и документы, рассказывающие о жизни и творчестве великого мастера. В экспозиции музея будут представлены цифровые изображения работ, находящихся в музеях мира, украшающих улицы и площади разных городов. Уже начали поступать спонсорские средства от различных организаций на приобретение экспонатов для Музея Эрнста Неизвестного
В нашем телефонном разговоре с Нью-Йорком Анна Грэм, жена и помощник Эрнста Неизвестного, рассказала: "В музее представлено около двадцати бронзовых работ, 25 офортов из серии "Судьба художника", созданной в конце 70-х годов,. Они там, в Екатеринбурге, большие молодцы: превосходно оборудовали этот старинный особняк и очень серьезно отнеслись к организации музея. Заметно, что город сильно изменился к лучшему, он становится настоящим международным центром".
Сам Неизвестный, который много раз бывал в родном городе и по-прежнему его любит, на этот раз, после сложнейшей нейрохирургической операции, прилететь не сможет. На вопрос о том, как состояние его здоровья, Анна ответила так: "То, что он сегодня с нами, - это божественное провидение плюс гениальные врачи. Ну и, чуть-чуть, - неплохая жена. Но это чудо. Когда я подписывала бумаги на операцию, врачи давали шанс в три процента! Сейчас Эрнст передвигается с трудом и в разговоре быстро устает. Но идет на поправку, и еще раз повторю: мы счастливы, что все, наконец, произошло, и в его родном городе теперь есть его музей! И Эрнст, и я очень рады за Екатеринбург и за Россию. Я думаю, для страны это его возвращение на родину - очень важный виток ее истории".
Так в Екатеринбурге, претендующем на проведение Всемирной выставки ЭКСПО-2020, появился еще один культурный центр международного значения.
JewishNews