Насчёт "ефремовцев" и иже с ними...

Apr 05, 2019 16:19

image Click to view

Практически все вопросы построения коммунизма лично для меня уже давно кристально ясны. Но вот насчёт этого, например, мой моск пока не пришёл к единому среди себя мнению ( Read more... )

Ефремов, практика, космос, мелкобуржуазная психология, голо совать, контрреволюция, чистки, опиум для народа

Leave a comment

77dmk April 6 2019, 11:10:56 UTC
А мне?
Я вот люблю перичитывать Ефремова как художественную литературу, часто вставляю цитаты из него (он, на мой взгляд, многие вопросы разбирал на очень высоком уровне; некоторые - так вообще пытался разгрести только он - во всяком случае, среди доступного мне контента), для более глубокого понимания - изучал его биографию, читал переписку; с большинством его выводов (прежде всего - социальных) я согласен...
А ещё я люблю читать Толкиена. И для меня профессор - не только развлекательное чтиво, но и - философия.
Кроме того, у меня есть ещё несколько крупных "блоков интересов", но это уже не суть важно.
Так вот: я Ефремовец? Или Толкиенист? С одной стороны - я не бегаю по лесам с топором или мечом в погоне за орками, не охочусь в скафандре и с бластером за чёрными медузами - так что, пожалуй, нет. С другой - я читал не только Ефремова, но и Рерих, и Вивекананду, и даже (!) Блаватскую и Гурджиева, а кроме Толкиенов - ещё и Льюиса (и не только "Нарнию")... вот других инклингов, правда, не читал, но об их существовании осведомлён - т.е. уровень "погружения" явно "выше среднего".

Так может дадите всё-таки определение "свидетельства Ефремова"? А то, думается, ваше "хватает - не хватает" слишком уж расплывчато, особенно для "расстрела".

Reply

i_ddragon April 6 2019, 14:45:17 UTC
Думаю, "ефремовец" это тот, кто считает фантастику от Ефремова буквальным руководством к действию. Особенно по части освоения космоса в духе "искать землеподобные планеты за хз сколько сотен/тысяч световых лет и переть к ним лысых обезьян в железной консерве".

Reply

77dmk April 6 2019, 17:01:08 UTC
Любопытно, но сильно понятнее не стало.

"ефремовец" это тот, кто считает фантастику от Ефремова буквальным руководством к действию
О! А такие есть? - даже на ефремовских форумах что-то не попадались (он всё-таки художественную литературу писал, а не методички).
А! Хотя нет - попадались: у некоего "фантаста" (вот не запомнил ни фамилию, ни книгу, ибо ничего примечательного не было) в "ближнезвёздном" космосе на одной планетке действительно окопались его "последователи", которые пытались воспроизвести "Туманность" буквально (у них даже был остров Забвения и изгнанники на него - не из-за хоть сколько-нибудь насущной надобности, а просто потому, что "у Ефремова был, значит и нам надо"). Понятно, что ничего хорошего из этих ролевых игр не вышло.
Т.е. "ефремовец" - это сказочное чудовище?

Особенно по части освоения космоса в духе "искать землеподобные планеты за хз сколько сотен/тысяч световых лет и переть к ним лысых обезьян в железной консерве"
Ну да, я знаком с идеями, что, дескать, надо переделать человека под космические условия. Сугубое ИМХО - подход столь же фантастичен, как и условные "обезьяны в банках", и даже - более: второй упирается в технологические ограничения, первый же - подразумевает некую сущность, которую можно "пересаживать" из одного носителя (биологического) в другой (технологический).
Так как оба на текущем уровне нереализуемы, но "банка" кажется всё-таки перспективнее - я, пожалуй, "ефремовец".

Но, повторюсь, непонятки так и остались: что это за секта такая и чем она в принципе может повредить левому движению? - социальные преобразования несомненно хронологически будут предшествовать освоению космоса - даже на уровне только солнечной системы.

Reply

i_ddragon April 6 2019, 17:15:33 UTC
Не надо ничего пересаживать. Импланты, биохимия, мозги-в-банке + выращивание новых трансчеловеческих особей с нуля.

Reply

77dmk April 6 2019, 17:45:20 UTC
Потому я пересаживание и взял в кавычки - оно актуально только для самых крайних случаев.
Но и даже в тех мягких вариантах, что вы перечислили, я, признаться, особого смысла не вижу. Фактически это подразумевает ровно ту же "банку", только вшитую намертво. Тактически это может дать некий перевес: водитель, который просто садится в машину, по множеству параметров будет проигрывать водителю, который с этой машиной составляет единое целое (на самом деле - всё сложнее: пока киборг будет "притираться" - он шофёру будет даже уступать, потом - окажется в более выгодных условиях, т.к. "чувствует машину" безусловно и конкретно, но в конечном итоге всё будут решать талант и навык - так что результат даже тут неоднозначен). Но шофёр может сегодня ездить на гоночной машине, завтра - водить автобус, послезавтра - рулить экскаватором и т.д., кибер же - жёстко привязан к определённой модели (ну, или теряет все преимущества).
Стратегически же это - верный проигрыш. В биологии не раз встречались попытки такой специализации, причём - очень разноплановой (и "отращиванием" специальных органов, и максимальное приспособление к узкой эконише, и максимальная концентрация на поведенческих моделях: как личных (например - спринтерские способности гепардов), так и групповых (распределение ролей у общественных насекомых с соответствующей транс-формацией)). Все эти попытки оказались очень маловесомыми по сравнению с социализацией. Для развития же этой главной человеческой особенности (умение сливать множественные - буквально миллиардные! - усилия в едином действии) нужны отнюдь не банки для мозгов, биохимия или выращивание с нуля, а взаимопонимание, взаимовыручка и прочий альтруизм.
И - да - Иван Антоныч это отлично понимал, в отличие от фанатов "человеков-пауков" и прочих "сверхгероицких" монстров.

Впрочем, мы немного отвлеклись, и о трансгуманизме "надо говорить отдельно". )))
Меня здесь интересует исключительно определение. А то я столько слышал о сектах неких "ефремовцев", но вот "поймать" оных никак не получается, а мне как "ефремоведу" полное незнакомство с данной областью как-то даже стыдно...

Reply

i_ddragon April 6 2019, 17:55:55 UTC
Человек-паук - фэнтези пожесче Ефремова. Лучше Адептус Механикус из Вархаммера или Лавкрафта - он первый на моей памяти мозги в банке форсил. С чего вы кстати взяли, что мозг в банке намертво встроен в остальную машину?

> отращиванием" специальных органов

Дрель в руке - это уже искусственный специальный орган. От дрели, которая подсоединяется к мозгу не через пальцы, а прямо к нервам - отличается только степенью интеграции.

> Все эти попытки оказались очень маловесомыми по сравнению с социализацией.

Какой социализацией вы одолеете например узость информационного канала обмена информацией между человеком и компьютером - как и между двумя людьми?

> взаимопонимание, взаимовыручка и прочий альтруизм.

Что 100% достигается правильной генетикой и биохимией.

> Меня здесь интересует исключительно определение

Можно считать "ефремовцем" скажем сторонника вечности вида homo sapiens (а не разума как такового).

Reply

77dmk April 6 2019, 18:00:01 UTC
Можно считать "ефремовцем" скажем сторонника вечности вида homo sapiens (а не разума как такового).
Э-э-э...
1. А из чего следует такое странное "можно считать" (а можно и не считать?) - где у ИАЕ и/или его сторонников постулируется подобная вечность?
2. Даже если допустить подобный странный пиетет к виду - какое значение он имеет для классовой революции? (ИМХО - как раз сторонники решения вопросов альтруизма "правильной генетикой" вместо "правильной социологии" стоят куда дальше от всех марксистских выкладок)

Reply

i_ddragon April 6 2019, 18:05:57 UTC
1. Цитату сейчас прямо не найду, но кажись ИАЕ где-то критиковал "мозги в банке". Заодно вместо революционного трансгуманизма поддерживал консервативную идею выдавливания максимума из существующего тела homo sapiens-а.

2. Наверно тем, что распространённость метафизической картины мира может выйти боком?

Reply

77dmk April 6 2019, 18:13:05 UTC
1. Критиковал - и не раз. Просто сей аспект - а) далеко не единственный, б) отнюдь не самый главный в его миропонимании.
вместо революционного трансгуманизма поддерживал консервативную идею выдавливания максимума из существующего тела
)))
Идея, конечно, революционная - в том смысле, что "новая, необычная", но вот к социальной революции отношения не имеющая - как сейчас любят выражаться: от слова "совсем".

2. Может. Только где вы здесь углядели метафизику-то?

А в общем, я понял главное: ни паролей-явок, ни даже примет этих загадочных "свидетелей Ефремова" мне от вас не добиться - для вас они существуют и действуют где-то в невообразимом далёко (где рассылают по космосу консервированных вечных обезьяносапиенсов).

Reply

i_ddragon April 6 2019, 18:17:47 UTC
"Метафизика" тут как противоположность "диалектике". Дескать, метафизика утверждает вечность то традиций, то капитализма, то телесной формы человека разумного. А диалектика признаёт, что всё меняется.

Буквальной секты УНТшников тоже назвать не могу (хотя, возможно, поповский ... коллектив можно таким назвать). Вот УНТшничество распространено очень даже.

UPD: под "сектой" тут имеется в виду не какая-то организация, а учение как таковое.

Reply

77dmk April 7 2019, 13:09:55 UTC
"Метафизика" тут как противоположность "диалектике". Дескать, метафизика утверждает вечность то традиций, то капитализма, то телесной формы человека разумного. А диалектика признаёт, что всё меняется.
)))
У вас ОЧЕНЬ оригинальные взгляды не только на "ефремовцев", космическую экспансию, но и терминологию. На досуге почитайте всё-таки определения метафизики и диалектики.

Но вы всё-таки хотите поговорить про трансгуманизм? Давайте, это - тоже интересно: Трансгуманизм и Ефремов.

UPD: под "сектой" тут имеется в виду не какая-то организация, а учение как таковое
Ok. Меня равно устроит определение как "организации", так и "учения".

Reply

i_ddragon April 8 2019, 06:09:34 UTC
Метафизический материализм противопоставляется диалектическому материализму и в основе бытия полагает неизменную и изначальную материю, меняющуюся лишь в своих формах, но не в сущности.

Метафизический материализм - это учение о самотождественной (неизменной) материальной субстанции. Самотождественный означает «равный самому себе». Самотождественность - это сохранение сущности явления неизменной при том, что проявление этой сущности может меняться. В мире постоянно происходят какие-то события, возникает что-то новое. Но при этом неизменно день и ночь, времена года сменяют друг друга, не изменяется и содержание фундаментальных законов природы и общества. На самом деле неизменная основа бытия мира, цикличность его функционирования и эволюция, направленность необратимых изменений органично взаимосвязаны. Здравый смысл убежденно констатирует: «ничто не ново под луной» и добавляет при этом «ничто не вечно под луной». Однако логика культуры такова, что сначала необходимо было освоить неизменное содержание законов функционирования этого мира.

> Давайте, это - тоже интересно: Трансгуманизм и Ефремов.

Да, интересно. Отписался.

> "учения".

Ну вот я пытался так сказать, нащупать.

Reply

77dmk April 8 2019, 09:57:28 UTC
Метафизический материализм противопоставляется диалектическому материализму и в основе бытия полагает неизменную и изначальную материю, меняющуюся лишь в своих формах, но не в сущности.
Сугубое ИМХО, конечно, но термин КРАЙНЕ неудачен; "механистический материализм" - куда точнее. И уж никак недопустим для сокращения до просто "метафизики".
Но идея понятна, спасибо за разъяснения.

Ну вот я пытался так сказать, нащупать.
Ага, читал. Но к теме, поднятой в посте - "свидетелей Ефремова", отношение имеет очень уж косвенное - что как к организации, что в качестве учения.

Reply

i_ddragon April 8 2019, 10:06:24 UTC
> Но к теме, поднятой в посте - "свидетелей Ефремова", отношение имеет очень уж косвенное - что как к организации, что в качестве учения

Можете считать тогда это неудачным термином.

Reply

77dmk April 8 2019, 10:20:07 UTC
Придётся...
А жаль - я надеялся всё-таки хотя бы напасть на след неуловимых "свидетелей"...
"А теперь давайте познакомимся. Как-никак-мы братья, а родство обязывает."

Reply

sov0k April 8 2019, 01:23:58 UTC
> вместо революционного трансгуманизма поддерживал консервативную идею выдавливания максимума из существующего тела

Вообще, одно другому не мешает.

1. Радикальная евгеника (конструирование искуственных генов) = тоже трансгуманизм, по определнию.

2. Если мы помещаем мозги в банку, которую инсталлируем на зонд фон Нойманна для отправки за тыщу световых лет, то, очевидно, это должны быть генетически совершенные мозги, а не как у некоторых...

3. Даже если освоение космоса и ведётся в основном такими вот зондами фон Нойманна, управляемыми мозгами в банке, ничто не мешает при обнаружении планет, похожих по ТТХ на Землю, таки заселять их лысыми обезьянами в качестве (а) бэкап-копии Человека (на случай, если с мозгами в банке что-то всё-таки пойдёт не так) и (б) эксперимента (над людьми, да!). Ну т. е. прелюбопытно же поместить 10 тысяч свежих выпускнников тоткруголагов на Планету Динозавров, и посмотреть, через сколько поколений они одичают, истребят местных динозавров, превратят её в Планету Обезьян, учредят рабовладение, феодализм, капитализм и т. д., разве нет?

Reply


Leave a comment

Up