Мир моды не раз был оглушен великими именами. Многие люди, вдохновленные врожденным чувством прекрасного, дарили нам свой революционный взгляд на образ своего времени. Но даже среди всех этих имен, одно возвышается над всеми. Великая женщина, сделавшая брюки достоянием не только мужского гардероба, своим примером вдохновившая девушек остричь годами отращиваемые косы, подарившая миру небезызвестное черное платье, тельняшку, заимстованную у простых моряков и практически совершившая революцию в мире женской моды.... Габриэль Шанель.
Все мы знаем ее как великого кутюрье, но мало кто из нас знает, какой долгой и тернистой была ее дорога на Олимп.
Шанель родилась в далеком 1883 году во Франции, в семье ярмарочного торговца. Девочка в очень раннем возрасте лишилась матери и была отдана своим отцом на воспитание в Монастырь, где она провела большую часть своего отрочества. Шанель очень не любила вспоминать об этом факте в своей биографии и практически всегда его скрывала. Так, например, своему биографу Марселю Эдриху она рассказывала, что воспитывалась в семье двух очень строгих тетушек. Однако, жизнь в монастыре оказала большое влияние на ее дальнейшее творчество: именно оттуда ее любовь к черно-белому сочетанию.
По достижению совершенолетие, Шанель вместе со своей кузиной устраивается работать швеей в ателье, но очень тяготится этой работой. Она мечтает стать певицей... Вечерами молодая Габриэль поет во второсортных барах и кабаре, в которых любят отдыхать солдаты. Габриэль часто исполняет песню про маленькую собачку по имени "Коко", и в скором времени оно становится ее прозвищем.
Как-то вечером в одном из баров Коко знакомится с обеспеченным аристократом Этьеном Бальсаном. Он служил в ближайшем полку, но его служба уже подходила к концу. Когда пришло время ему уезжать, Коко уезжает вместе с ним. Но эта история очень мало походит на историю о золушке, когда бедная девушка встречает богатого принца. Коко является просто его содержанкой, и с ней не считается никто из его друзей и тем более родственников. Чтобы хоть как-то скрасить свой досуг, она начинает мастерить шляпки и продавать их подругам Этьена.
Коко, Леон де Лаборд и Этьен Бальсан
Скромные маленькие шляпки Шанель очень отличаются от помпезных сооружений, которые женщины носили на головах в то время. И ее творения пользуются популярностью.
В то время к Этьену часто приезжает его близкий друг, англичанин, Артур Кейпел по кличке "Бой". Он владелец большого состояния, и по слухам даже сын какой-то королевской особы, но, к сожалению, не законнорожденный.
Между Коко и Артуром разгорается страстный роман. Это первый человек в ее жизни, поддерживающий ее во всех начинаниях. Он помогает Габриэль переехать из загородного поместья Этьена в Париж, и на свои деньги открывает для нее первую шляпную мастерскую. (В последствии она вернет ему все, до копейки.)
Артур "Бой" Кейпел, Этьен Бальсан и Габриэль Шанель.
Со временем шляпный бизнес Мадемуазель Шанель набирает обороты, и ее творения можно часто увидеть на известных особах. Роман с Артуром, который живет на две страны: Англию и Францию, не теряет силы.
Однажды на отдыхе в Довилле, Артур, чтобы занять любимую, предлагает ей открыть модную лавку. Тогда-то Шанель впервые и берется за создание одежды. Наконец-то ее первая круизная коллекция увидела свет.
Уже в то время мы можем увидеть любовь кутюрье к простым тканям и прямому строгому крою. Шанель многое заимствует из мужского гардероба, часто благодаря наблюдениям за Боем.
Бой привез из Англии свитер из джерси, в который влюбилась Коко, так эта ткань впервые перекочевала в женский гардероб.
В июле 1914 разгорается I мировая война, и женщинам становится не до моды. Тогда и проявился предпринимательский талант Шанель. Она дала женщинам свободу, одев их в брюки, освободив от корсетов. Как бы ужасно это не звучало, но Шанель делает состояние на войне.
В лучах все возрастающей славы проходят ее годы вплоть до 1919 года, когда в аварии погибает любовь всей ее жизни - Артур Кейпел.
Шанель долго не может придти в себя, но опускать руки было не в ее правилах, поэтому она в знак траура перекрасила свою комнату в черный и сшила себе черное платье. Именно эта трагедия способствовала появлению маленького черного платья. Говорят что шанель "одела в траур весь мир" в память о любимом.
То самое "Маленькое Черное Платье"
В дальнейшие годы у нее было много романов, среди которых герцог Вестминстерский, Поэт Пьер Реверди, великий князь Димитрий Романов. Но она так никогда и не выйдет замуж.
Шанель станет первой, кто отойдет от обычного понимания духов. Раньше в духах четко прослеживались конкретные цветочные ноты, а она первая выпустит духи на основе альдегидов (синтетический компонент), т.е. духи, не пахнущие ничем конкретным. И все еще следуя своей страсти к простоте выберет для них название №5 (номер под которым они шли при разработке) и разольет их в простые прямоугольные флаконы. Как мы знаем, эти духи приобретут небывалый успех в мире.
Флакон духов "Chanel №5"
Шанель дала миру очень многое. Прежде всего женщинам, конечно. Она освободила их от пут корсетов, огромных платьев, похожих на торт-бизе, она дала нам право самовыражаться. Это была очень сильная, очень своенравная женщина. Она не терпела пререканий и полумер. Ее работу отличало совершенство исполнения. И не давая никаких поблажек самой себе, она никогда не давала их никому.
Артур Кейпел как-то сказал ей "Гордецы обречены на муки вечные", отчасти его слова оказались пророческими.
Та часть биографии Шанель, что я вам рассказала - лишь маленькая толика потрясающей жизни этой женщины. Если вам будет интересно, то можно посмотреть два фильма, снятые по ее биографии:
1. "Коко до Шанель" ("Coco avant Chanel") с Одри Тоту, прекрасно сыгравшей Шанель, 2009 г.
Бой и Коко в фильме "Коко до Шанель"
2."Коко Шанель" 2008 г.
Также о ней написан ряд очень интересных книг:
Марсель Эдрих "Загадочная Коко Шанель" Анри Гидель "Коко Шанель"
Шанель дала нам: маленькое черное платье, брюки, тельняшку, короткие стрижки, шелковые пижамы, твид, туфли с контрастным носком, бижутерию.
Для того, чтобы сответствовать понятиям Шанель о стиле, обратите внимание на:
1. Украшения. Шанель любила минимализм в одежде, чего не скажешь о бижутерии. В особенности она любила многочиленные нити жемчуга, которые носила всегда и везде. Также хочу отметить ее любимые браслеты-манжеты.
2. Твидовой костюм. По мнению Шанель, юбка должна прикрывать колени (Она очень не любила эту часть женского тела), но в современном мире не думаю, что это актуально.
Модель в костюме Chanel
3. Тельняшка. Попробуйте ее в разных сочетаниях: с классической одеждой, джинсами, юбками и вы удивитесь, какую свежесть она придаст вашему образу. (Но выбирайте правильную полоску!!)
Одри Тоту в фильме "Коко до Шанель"
4. Туфли с контрастным носком. Шанель считала, что так нога кажется меньше.
5. В крое стремитесь к простоте. Т.е. никакой подчеркнутой талии, рюшек, воланов и гипертрофированной женственности.
6. Черный, белый и бежевый цвета. Черный был любимым цветом Шанель, белый она называла цветом чистоты, а бежевый - совершенным цветом. Возьмите их за основу в своем гардеробе.