Как не надо учить читать

Jun 24, 2015 16:26

Почему не нужно учить читать «с пеленок», какой метод обучения нельзя выбирать и что плохого в чтении вслух и на скорость
Дети бегло читают, но не любят это делать? Дети читают, но не понимают прочитанное? Дети пишут безграмотно? Это основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются большинство родителей. Почему?


Не начинайте обучение чтению с букв алфавита
Не стоит учить названия букв, как они звучат в алфавите, до того, как дети овладели чтением. Выучив названия букв «эр», «эм», «эф», дети никак не могут собрать воедино слово из знакомых букв. «Эль, Е, ЭС» с трудом складывается в слово «лес». Непонятно почему эм+а+эм+а = мама? Знание букв не гарантирует успехи в чтении. Многие двухлетние дети способны выучить алфавит, но осмысленно начинают читать намного позже.

Известный педагог Константин Ушинский считал буквослагательный метод обучения грамоте противоречащим законам психического развития ребенка. «Не нужно быть большим психологом, - писал он, - чтобы понять, что прежняя метода с бессмысленным заучиванием множества букв и потом множества еще более бессмысленных складов, не давая никакой пищи детскому уму, не позволяла ему в то же время заняться чем-нибудь другим и, следовательно, держала его, во все продолжение обучения грамоте, в бездейственном оцепенелом состоянии».

Не используйте алфавит с опорными картинками
Вы наверняка видели или вам дарили кубики и азбуки с иллюстрациями, которые обычно привязаны логически к первой букве. «Л» - лошадка, «С» - собачка, «Ш» - шуба. Азбуки, как правило, яркие и красочные. Они нравятся и малышам, и родителям. Но пользы от них никакой. Дети могут иметь совсем не те же ассоциации с картинкой, что художник. Тот же рисунок цапли на букву «Ц» ребенок может воспринять и запомнить как «птичка» или «аист».

Научившись читать по опорным картинкам, малыш прочтет слово «ОСА» как «окунь, синица, аист». В некоторых азбуках, помимо картинок-ассоциаций, привязанных к первой букве слова, есть картинки на Ъ, Ы и Ь, которые стоят в середине и конце слова «вЪезд», «часЫ» и «якорЬ». Это совершенно может запутать малыша.

Отложите чтение вслух и на скорость на будущее
Странно, но по современным требованиям к качеству навыка чтения скорость чтения - это первый и главный критерий. И только на втором и третьем месте оценивается выразительность и безошибочность. А пониманию текста вообще отводится четвертое.
Вы читали ребенку вслух? Замечали, что в это время мы можем думать о чем угодно и даже не замечать, что в этот момент мы читаем? Причина в том, что озвучивание и осмысливание текста - это две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего взрослого человека.

Был проведен такой эксперимент: взрослым предлагали громко, выразительно читать газетные статьи или научные доклады, а потом просили изложить суть того, что они прочли. Все испытывали серьезные затруднения, пытаясь передать смысл. Если же текст читали про себя, то никаких затруднений не возникало. Очевидно, что дети понимают еще меньше, чем взрослые.

Если детей, которые только учатся читать, заставляют читать громко вслух, и акцент при этом делается на скорости, они учатся только озвучивать текст, а не понимать его. В этом случае, как говорит кандидат психологических наук, педагог Алексей Кушнир, ребенок вынужден возвращаться к началу слова, пытаясь прочесть его и понять. В результате формируется неверный стереотип - обратное движение глаз (регрессия), сохраняющаяся на всю жизнь и сокращающая полезное время чтения.

Не учите ребенка читать «с пеленок»
В последнее время все большее распространение получает мода на «раннее развитие» ребенка. Родители хотят, чтобы их малыш как можно раньше научился читать, считать, писать. Сейчас появилось множество методик, которые обещают родителям в короткие сроки научить ребенка «читать раньше, чем ходить», «читать с пеленок».
Задайте себе вопрос: для чего вы хотите научить вашего трехлетнего карапуза чтению? Это тешит ваше самолюбие, вы думаете, что растите вундеркинда, вам приятно похвастать перед вашими друзьям и знакомыми? А теперь подумайте о вашем ребенке. Нужно ли это ему?

Вы хотите, чтобы он умел механически складывать из букв и слогов слова или, чтобы он понимал прочитанное и полюбил чтение. Исследования последних лет показывают, что приобретенные в раннем возрасте умения читать не достаточны для успешного умственного развития и освоения ребенком в будущем школьной программы.
Доктор психологических наук, профессор Елена Смирнова говорит о том, что родители просто не понимают возрастной психологии, особенности восприятия, мышления, интеллекта ребенка. У каждого возраста стоят свои задачи. В 2-3 года основная потребность - познание окружающего мира через действия с предметами. Ребенка интересует многое: люди, пространство, предметы, животные, растения, явления природы. Ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивная. Активно формируется родная речь.

По словам нейропсихолога, кандидата психологических наук Анны Семенович, двух-трехлетний возраст - это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать - нагружать его познавательные процессы - то страдают другие сферы и программы развития. Последствия могут быть от нелюбви к чтению, потере познавательного интереса до неврозов.

Лучше дать ребенку возможность почувствовать окружающий мир с помощью зрения, слуха, вкуса, пальчиков. Научившись чувствовать мир во всех его проявлениях, ребенок с большим успехом в дальнейшем освоит навык чтения. Оптимальный возраст для начала обучения чтению - 4 года. Об этом говорят известные авторы развивающих методик Сесиль Лупан, Мария Монтессори, Николай Зайцев, Тамара Ломбина, Алексей Кушнир.
Фонематический метод обучения чтению не подходит дошкольникам
Сегодня доминирующим методом обучения чтению является фонематический или, как называют его специалисты, звуко-слоговой аналитико-синтетический способ. Это то, как учат сегодня читать в школах.

Методики обучения чтению можно разделить на две группы. Те, которые учат читать от части слова к целому и наоборот. К первой группе относятся: фонематический метод (начинают со звука), методики Марии Монтессори, Олеси Жуковой, Вячеслава Воскобовича, Петра Тюленева (с буквы), Евгения Чаплыгина (со слога), Николая Зайцева (со склада к слову). Вторая группа методик построена на чтении от целого слова к букве/звуку. Сюда относятся методики Глена Домана, Алексея Кушнира, Макото Шичиды, Тамары Ломбиной.

Фонематический метод обучения чтению разработан в конце 50-х годов прошлого века Дмитрием Элькониным для начальной школы. Первое, с чем знакомятся дети, является звуковой состав слова. Детей сначала учат строить звуковые модели слова (мягкий и твердый звук, раскладывают йотированные гласные Я, Ё, Ю на два звука Й-А, Й-О, Й-У, выделяют звонкие и глухие звуки). Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звук в буквенную запись. Очевидно, что малыш будет писать то, что он слышит.

Этот способ обучения чтению не подходит для дошкольников c точки зрения возрастных закономерностей их психического и умственного развития. Вот почему: для дошкольника отдельный звук - это «некое теоретическое знание», абстракция, которая не понятна его допонятийному мышлению. Представьте, что вам показали кубики, где нарисованы китайские иероглифы. Даже если вам удастся запомнить какие-то из них, то удерживать в памяти, какая из этих закорючек является мягкой, а какая глухой, практически невозможно. Ребенку всего лишь нужно научиться читать, а не осваивать теорию фонетики.

Кроме того, услышать звуки в слове и соотнести их с отдельно произносимыми звуками ребенок не может по очень простой причине. Звуки в слитно произносимом слове и отдельные звуки звучат совершенно по-разному. Например, произнесите слитно слово «мяч», а теперь каждый звук по отдельности м`, а, ч. Это непросто даже взрослому человеку, не то, что маленькому ребенку. И нужно ли это для того, чтобы научиться читать?

Обучение фонематическим способом приводит к тому, что дети приучаются замечать только внешнюю, фонетическую сторону слова вне связи со смыслом. В результате они читают механически, не понимая, что читают. Сами авторы фонемного способа обучения дошкольников чтению (Климанова, Макеева) указывают на то, что при таком обучении смысловая сторона речи отделяется от формальной стороны, и на этой последней фокусируется внимание детей. Какая уж тут радость от чтения, когда для того, чтобы научиться читать, нужно разобраться в дебрях теории фонетики.

Еще одна сложность с этим способом обучения чтению - дети записывают звуковую модель слова обычными буквами. Слово «ёжик» в звуковой модели выглядит как «йожык». И как потом объяснить ребенку, что жи-ши пишутся с буквой и, а он только что собственноручно писал «йожык»? В отличие от английского языка, где звуковая форма слова обозначается транскрипцией, запись звуков русскими буквами формирует неграмотное письмо. Дети привыкают видеть и писать «бироза», «сасна». В русском языке нет звуков Я, Ё, Е, Ю, поэтому дети пишут «йащик», «зельоный» и «йула». Получается, что сначала мы обучаем детей писать так, как они слышат, а потом пытаемся бороться с тем, чему научили.
Интересно, что в 2003 году авторы фонематического варианта звуко-слогового метода (Бугрименко, Жедек, Цукерман) сами пришли к выводу, что звуковой анализ, с которого на протяжении многих лет и начиналось собственно введение ребенка в чтение, - не самое лучшее начало для обучения чтению.

Источник: pumbr.ru

обучение, чтение

Previous post Next post
Up