Кризис года: завершение, задачи следующего этапа.

Feb 22, 2015 03:50

Оригинал взят у getnewpost в Кризис года: завершение, задачи следующего этапа.
Окончание кризиса года у разных детей выражается по разному, но обычно схоже - меньше стал сидеть на руках(вылез из слинга), стал по улице ходить за ручку(а раньше не соглашался), стал повторять все за взрослыми, с удовольствием участвовать в бытовых делах, не просто копаясь рядом, но повторяя действия.

Результат кризиса , общий для всех, это то, что при благополучном протекании кризиса года ребенок выходит из него с двумя основными убеждениями:
- границы существуют
- границы легальны(взрослые признают и соблюдают границы)

Опираясь на эти два убеждения ребенок будет решать задачи следующего этапа от года до 2ух лет.
Возрастные рамки тут очень и очень условны, потому что после года дети развиваются очень по разному, и продолжительность этапов может разниться сильно. Дети и до года развиваются по разному, но если до года есть физиологические нормы более ли менее общие то после года рамки все шире, разница в процессах все больше. Я долго думала, что взять за границу следующего этапа, но будем считать что это примерно два года, хотя на самом деле может быть и год и 9, и 2 с лишним...

В течении следующего периода ребенок будет существовать в пространстве между всякими границами, исследовать, перемещаться там, учиться обращаться с этими границами по разному - соблюдать, нарушать. Научится выделять последовательности, очерченные границами, воспроизводить их и в конечном итоге - создавать их самому. Именно благодаря способности создавать последовательности действий у ребенка к концу второго года жизни запускается фантазия - научившись создавать некий образ действия ребенок почувствовал себя творцом.
Есть такой момент у двухлеток - крайняя педантичность , когда нужно делать только так, как он считает нужным и никак иначе. Сначала это проявляется в знакомых действиях - каждый предмет можно класть только на место и никуда больше. Каждое действие нужно выполнить только в определенной последовательности и никак иначе. В этот момент обычно окружающие ужасно умиляются - ах, какой аккуратный, какой приученный к порядку ребенок :)))

Потом ребенок сам создает последовательность - если он решил что куклу надо брать вот так и садить вот сюда, то никакие отклонения от плана невозможны в принципе. Трудность обычно в том, что план существует только в голове ребенка, но реализацию плана двухлетка чаще всего возлагает на родителя)))

От года до двух - время социальных навыков. Все бытовые действия, горшок, умывание, поведение на улице( то самое следование) - это все социальные навыки, социальные образы.
К двум годам ребенок может справляться с большинством подобных навыков и ему это дает большую веру в себя. Я как взрослые, я могу.

Собственно говоря, малыш себя обнаруживает как личность, именно благодаря этому "Я делаю как окружающие!" и.. ух ты! Я существую! Как будто внутри собственных границ ребенок находит сам себя. До какого то момента малыш называет себя по имени, подражая окружающим, но к концу второго года ребенок начинает про себя говорить "я" Значит он себя нашел. )))

Двухлетка уверенно чувствует себя среди границ и так же уверенно с ними обращается - хочу - соблюдаю, хочу - нарушаю. Точь-в точь как в популярном тексте про детское чувство собственности - "Если это мне нравится - это моё. " ))) И тут же идет вторая после кризиса года волна нарушения правил и игнорирования запретов :) Причем, порой параллельно с милой педантичностью - только что маленький ангелок старательно складывал вещи в шкаф, а через пять минут он их уже оттуда радостно вышвыривает просто так, от полноты жизни)))
Двухлетка почувствовал себя таким маленьким всемогущим властелином вселенной. Пусть ненадолго, но все же :)
Так же уверенно двухлетка чувствует себя в привязанности через похожесть. за второй год в совместности ощущение привязанности развивается и физически ребенок стал более независим. Наличие физической границы между ним и мамой уже не смущает. К концу второго года ребенок окончательно сходит с рук - у слингомам наступает слингопенсия))) , и "на ручки" - это скорее прибежище в случае чего или желание пообниматься, чем база и опора. Можно сказать, что к обнаружению себя у двухлетки развилась первичная способность опираться на себя, в самом примитивном, физическом плане. В этот момент если очень уж невтерпеж можно отлучать от груди, ребенок уже способен как-то это пережить, не депривируясь. Но я все таки считаю, что "уже можно" не значит "нужно прям щас".

К концу двух лет и после двух лет ребенок очень бурно развивается во всех планах, мне даже кажется что то, что происходит в два года - это глобальнее и важнее, чем то, что происходит в 2,5, во время следующего возрастного кризиса. Прямо такой качественный скачок. а кризис - это последующая адаптация к произошедшему качественному скачку. Кризис 3х лет часто называют рождением личности, а по моим ощущениям - рождение личности это период перед кризисом, а кризис, это словно период новорожденности, поиск своего места в жизни и ответ на вопрос "кто я, какой я?"

кризис, 2года+, 18мес+, 3года+, 3 года+, 12мес+, детская психология

Previous post Next post
Up