Оригинал взят у
getnewpost в
Волшебные двухлетки: практическая магия Теперь о практической части жизни с двухлетками, о том, что помогает маме и ребенку наслаждаться этим возрастом и обходить его подводные камни.
1. Образ жизни.
- постоянство и предсказуемость
Для двухлеток хорошо подходит спокойный размеренный образ жизни, без обилия впечатлений, перемен и активного общения со сверстниками. Психика ребенка в этом возрасте довольно уязвима, просто из-за возрастных особенностей. Психические нагрузки у двухлеток немалые - попробуй-ка по десять раз на дню столкнуться с тем фактом, что то что хочется - никак не получить, а тот порядок вещей, который ты считаешь правильным - то и дело нарушается.
Поэтому родителям двухлетки лучше всего контролировать количество впечатлений и общения - даже уравновешенные дети в этом возрасте становятся сверх-чувствительными. Садик, развивалки, активную социализацию - стоит отложить еще на несколько месяцев как минимум. Привычные ежедневные рутины помогут вашему ребенку сохранять эмоциональное равновесие день за днем :)
- рассказывайте ребенку о ваших планах заранее.
Эта привычка не только даст ребенку возможность заранее знать, что вам предстоит сегодня, завтра, на этой неделе, но и поможет родителям заметно снизить нарастающий негативизм, который достигнет пика к моменту кризиса. Двухлетки часто говорят "нет" только потому, что в их планы это не входило, а не потому что они принципиально против предложенного занятия. Если мама с утра в расслабленной атмосфере утренних потягушек расскажет ребенку как пройдет сегодня их общий день - это станет для малыша возможностью замотивироваться и соответственно, не протестовать, быстрее собираться на улицу, легче уходить с прогулки и т.п. Еще один плюс проговаривания планов вслух -у ребенка появляется возможность заранее попротестовать, получить возможность для протеста и для того, чтобы получить удовлетворение своих требований. Протестовать, противиться и говорить нет - важная возрастная потребность двухлетки. В книге Г. Ньюфельда я встречала сравнение естественного противления ребенка с заборчиком вокруг газона с молодой травкой. Это как раз про двухлетку - только что обнаружив своё "я" двухлетка говорит "нет" всему, что "не я", подтверждая реальность своих границ и изучая свои возможности влиять на окружающий мир волевым усилием. Это важный возрастной этап, который окажет определяющее влияние на умение говорить "нет" в дальнейшем.
- наполняйте жизнь ребенка не внешними впечатлениями, а внутренними.
В качестве ежедневных занятий для двухлетки отлично подходит рисование различными способами, лепка разными материалами, разные творческие занятия, игры с тестом, песком, водой и т.п. В общем - все уже знакомые занятия, которые не перегрузят эмоциями и новой информацией, но уравновесят, позволят почувствовать свою волю и податливость материала, удивят новыми качествами. Важно чтобы в занятиях не было обучения и оценки - двухлетки чувствительны к неудачам и к собственному несовершенству. Поэтому любое обучение лучше пока отложить. Просто дайте ребенку материалы, сядьте рядом и полепите-помазюкайте вместе с ним :)
Ну и фантазия конечно - покажите ребенку как можно обыгрывать привычные занятия и привычные вещи, создавая свою фантазийную реальность в любой момент, когда захочется.
Очень полезно рассматривать хорошие красочные картинки, придумывать по ним истории, обращать внимание на особенности изображения персонажей и предметов. Ну и читать хорошо иллюстрированные книги конечно же.
По моему мнению, в два года можно начинать смотреть простые мультики, лучше всего мультипликационные потешки с музыкой и песенками, хорошей рисованной анимацией, типа: "Жили у бабуси", "Антошка", "Рыжий-рыжий". Короткие, но богатые по содержанию, такие мультфильмы прекрасно подойдут для просмотра хоть десять раз подряд. :) Выберите несколько коротких мультиков, которые вам наиболее симпатичны и гоняйте их по кругу, не стараясь постоянно предлагать что-то новое - для двухлетки важнее узнать знакомое, чем узнавать новое. Вообще полезно при каждом удобном случае акцентировать внимание малыша на знакомых явлениях и предметах ;)
2. Личное пространство:
- прежде чем вашему ребенку исполнится два года потихоньку избавьтесь от лишних игрушек , которые успели накопиться.
Во-первых,большое количество игрушек будет мешать ребенку развивать внутренний сюжет своих игр. Во-вторых, немного ценных игрушек намного легче сберечь от посягательств маленьких гостей - а чувство собственности двухлетки не позволяет ему спокойно относиться к факту, что его вещи попадают в руки других детей :) В идеале , конечно, лишние игрушки и не должны были появляться, так как до двух лет дети играют немного и довольно однообразно, но в реальном мире общество потребления нет-нет да и впарит нам очередную игрушечку для любимого чада. А еще подарки родственников. И вот уже у нас в наличии небольшой склад игрушек. Для меня решением проблемы лишних игрушек стала большая пластиковая сумка из Ашана, я попросила мужа прибить к стенке крючок в удобном и укромном месте и собрала все лишнее, сломанное и создающее хлам в сумку. И выбрасывать на пришлось и не мешается и всегда можно вспомнить и извлечь оттуда очередное "сокровище"
- не предлагайте игрушки ребенка другим детям, не просите делиться, не провоцируйте ситуации, когда вещи вашего ребенка могут взять другие дети. Чем лучше ребенок запомнит сейчас, что его вещи - безусловно и бесспорно приналежат только ему и никто не может ими распоряжаться, тем спокойнее в дальнейшем он будет относиться к совместным играм своими или чужими игрушками, ведь у него не будет сомнений в том, что его игрушка останется принадлежащей ему даже в том случае если сейчас её взял кто-то другой.
- если к вам в гости пришли другие дети или вы сами идете в гости к двухлетке - спланируйте время так, чтобы у детей было общее совместное занятие на все время, проводимое вместе. Например приготовьте принадлежности для рисования, продукты для замешивания теста и приготовления печенья и т.п. Двухлеток лучше объединить вокруг взрослых и увлечь занятием, в котором не будет акцента на вещи и игрушки, иначе дележки и конфликтов не избежать. Хозяйские игрушки лучше прибрать так, чтобы в глаза не бросались и конечно, не вести гостей с порога к игрушкам, потому что конечно гости кинутся исследовать "сокровища" а хозяин, конечно начнет протестовать. Посоветуйте гостям взять свои игрушки в гости и если сами идете в гости - берите с собой игрушки тоже по принципу "чтобы было такое же" :)
- организуйте личные вещи и игрушки ребенка в единое игровое пространство, так чтобы ребенок полноценно чувствовал себя хозяином своего личного уголка. Если вам необходимо вмешаться в личное пространство ребенка, например собрать разбросанные игрушки - постарайтесь делать это максимально бережно.
Общепринятое"правило" воспитания детей гласит, что ребенок должен слушаться, т.е. например мама дает команду собрать игрушки и ребенок их собирает. Но такой сценарий возможен только при последовательном подавлении ребенка родителями, начиная с рождения. Но родители, которые отказались от подавления воли своих детей порой не догадываются отказаться от внутреннего принципа "ребенок должен"... тогда повседневная задача сбора игрушек например становится проблемой. Особенно с двухлеткой. Но этой проблемы не будет, если знать своего ребенка и бережно относиться к его возрастным особенностям...
Для двухлетки самый лучший и бережный способ его замотивировать на некое действие - фантазия. Игрушки это ,без сомнения, личная зона ребенка, если игрушки вы покупаете для себя - держите их в своей личной зоне и отвечайте за их уборку самостоятельно ;) Когда маме надо , например, привлечь двухлетку к сбору игрушек, хорошим и бережным способом вмешаться в личную зону ребенка будет, если мама придумает сказку, в которой игрушки потерялись и хотят в свои домики (реальная история из нашей жизни, когда я в первый раз догадалась придумать про игрушки которые скучают и плачут, потому что хотят в свои домики, эта история так увлекла Юру, что он не меньше часа потом собирал не только игрушки, но и все вещи, которые оказались "не в своем домике", пока сам окончательно не устал и не выдохся. )
Входите в личное пространство ребенка со сказкой,, "его мир - его правила" :)
Период негативизма и воображаемого всемогущества длится обычно несколько месяцев, потом накапливается опыт и происходит качественное изменение сознания ребенка, когда он дает себе самоопределение с которым дальше будет жить. Это тот кризис, который обычно называют кризисом трех, но чаще он случается скорее в районе 2,5 лет.