О детском рисовании

Jul 01, 2014 02:27

Оригинал взят у blumavolfovna в О детском рисовании
Написано для mama2mamam, опубликовано тут, сохраню и себе!
На стене в комнате двухлетней Анечки висят ее картины - домик на траве, цветочки в вазе, елочка. Мама очень довольна - они с няней так хорошо занимаются, она ее учит рисовать, мало кто в ее возрасте так правильно рисует домик!
Я улыбаюсь и радуюсь - хорошо, что с ребенком занимаются и рисуют. Хотя, возможно, не так, как «правильно» было бы с точки зрения детской психологии. А как правильно???
Мне захотелось написать этот текст, потому что оказалось - в довольно простой теме детского рисования все вовсе не так очевидно.



Для начала давайте договоримся: то, что ребенок в два года рисует домик или цветочек «похоже» и «правильно» - не показатель достигнутых им высот - как и знание букв и умение сложить 2 и 3.
С первого взгляда кажется, что все ясно - рисовать детям очень полезно и весело. И еще ясно, что наверняка есть хорошие статьи или книжки, где можно узнать подробности - как лучше организовать процесс рисования, чтобы ребенок мог максимально его полюбить.

Так вот, оказывается, что не все так просто. Я знаю молодых мам, которые не дают ребенку рисовать до года, потому что он возьмет в рот мелок или краски, да и вообще - "рано еще". Я знаю мам, которые не дают двухлетнему ребенку рисовать красками, считая, что он только перепачкается, а толку не будет. И знаю нескольких, кто вообще считает, что до трех лет игры с мелкими предметами, водой, ну и конечно же, рисование красками лишь во вред маминым нервам - ведь испачкается, съест, разбросает - лучше подождать.

А еще есть множество мам (об одной из них я и писала в начале), кто рисовать дает и поощряет это дело, но книжек специальных не читали, и они часто делают ошибки - потому что нас в детстве учили рисовать, именно учили, а не прививали любовь или развивали инициативу... Более того, в детских садах до сих пор учат именно так: а сейчас мы вместе нарисуем вот такую бабочку... А уж сколько есть книг «Как нарисовать корову»...

Каковы же самые распространенные ошибки мам юных художников?
Во-первых, рисование на маленьком листке, сидя за столом или в стульчике- есть правило, что чем меньше ребенок, тем большие листы ему нужны. Сидеть долго вообще не свойственно ребенку, ему легче двигаться, ползать, и при рисовании тоже, зачем ограничивать его?
Во-вторых, не совсем подходит для малыша одного-двух лет рисование не свободное, а по типу «дорисуй картинку» или раскрась раскраску. Шаблоны вообще не лучший вариант для детей дошкольного возраста.
В-третьих, часто сразу приучают держать карандаш или фломастер правильно - тоже не стоит, может вообще отпасть желание рисовать, ведь держать карандаш «правильно» еще сложно, да и не нужно торопиться с этим - до школы еще столько лет, успеет научиться, как надо. А пока - пусть просто творит и радуется.
И, наконец, часто я слышу фразу «А мой ребенок не любит пачкать руки, рисует только простым карандашом».
Последнее является тревожным признаком и вовсе не говорит о том, что ребенок «любит» или «не любит», а лишь о том, что что-то идет не так, как могло бы в идеале. Ведь пачкаться, рисовать на себе и вокруг, погружать руки во всевозможные субстанции (и не очень приятные для мамы тоже) - один из главных путей познания мира, формирования ребенка.
Например, у моей дочки был период около полутора лет, когда она вдруг заявила, что ей не нравятся грязные руки. Дело было так - мы готовили борщ и я намазала ей руки свеклой, предложив побаловаться. Дите чуть не заплакало, мол, помыть!!!, помыть (она еще не говорила, но все было понятно). Я напряглась... Но потом до меня дошло в чем причина. За месяц-два до этого дочка сильно порезала палец и было много крови; она, конечно, испугалась. И спустя какое-то время свекла проассоциировалась с кровью. Я выдохнула, стала чаще пачкать ей руки, всячески показывать, что это весело и здорово, проигрывать порезы на куклах и мишках, лечить их и мазать зеленкой - и нежелание пачкать руки ушло. Это просто пример - постараться найти причину (чаще всего - это ругань мамы на то, что ребенок испачкался) и устранить, показав своим отношением, что все хорошо, это нормально и весело.



На самом деле, я не напишу ничего нового. Хочется просто привлечь внимание к важности СВОБОДНОГО рисования для маленького ребенка, причем красками в основном (время карандашей придет ближе к школе). А еще - посоветовать прочесть отличную книгу Марины Озеровой «О детском рисовании». Там сказано все просто, кратко, доступно и по делу. (Аня, спасибо, что рассказала мне о ней!!!)


Есть одно но - книга стоит более 1000 рублей, что не каждая мама может и хочет себе позволить.) Попробую кратко изложить некоторые важные мысли из книжек по данной теме и поделиться своим опытом.

Итак, как только ребенок начинает сидеть - с ним можно рисовать. До этого тоже можно, но это скорее еще просто макать пальчики в мамин суп, трогать муку и пр. Ведь мы точно знаем - щупать, трогать, пачкаться, размазывать - все это важно для ребенка, и мама не должна запрещать баловаться едой, красками и пр. Разлить кефир и размазать его по столу - что может быть приятнее??!! (конечно, есть определенные границы, которые устанавливает мама, но сейчас речь не об этом, а о свободе творчества:) ). Рисовать можно и нужно и крупами - когда мама готовит, и кофе, когда мама его пьет, и кашей, когда ребенок ее ест))

Когда дите уже стоит и способно заниматься чем-то минут 5-10, наступает время красок. Озерова советует поначалу использовать просто свеклу, а можно добавлять пищевые красители и делать краски самим, мне было лень, так что - пальчиковые краски, перелитые в тарелочки или мисочки.

Удобнее всего использовать их в ванной, но не только - ведь в ванной рисунок стирается, а значит, все старания зря. В целом - лучше не выбрасывать изрисованные листы на глазах у ребенка - ведь это его Шедевр, его Творение, его нужно показывать папе, радоваться, вешать на стенку, хотя бы на время.
Однако и рисование на кафеле в ванной очень удобно и весело, рекомендую. Можно и смывать вместе с ребенком - моя это очень любит, разными губками, вода в ванной окрашивается, все течет разными цветами...кайф же))

Первое, на чем начинает рисовать ребенок - это он сам. И это не только нормально, но и просто отлично!

Моя Алиса с первых дней рисования в ванной поняла, что рисовать на себе очень весело, с тех пор это ее любимое занятие)) Не все краски хорошо отмываются, но я не обращаю внимания, что ж теперь.
Одна мама написала мне вопрос на тему «а вдруг это вредно, ведь краски- это химия, это может быть очень плохо для кожи». Забавно, что большинство мам купает детей с рождения в мыле, пене, различных добавках в воду. А ведь как раз первые год-два детская кожа не готова и не нуждается ни в каком в мыле - думается, это гораздо вреднее периодического пачканья краской. Ну и конечно, можно делать краски самим, можно покупать дорогие хорошие фирмы - все надежнее. Но, думаю, это не повод не давать ребенку рисовать на себе или ругать его за это.



Ну а уж сколько мам не дают нормально рисовать потому что «одежда испачкается». Тут я развожу руками - если одежда так важна... Можно завести комплект для рисования, старую майку и штаны, кстати, это гораздо удобнее ребенку, чем специальный жаркий клеенчатый фартук с рукавами. Ну а рисовать голышом - вообще кайф)
Когда мы обсуждаем тему раннего развития на курсах «Буду_мамой» и говорим про рисование, я часто слышу вопрос - а как же сделать так, чтобы ребенок понимал, что вот тут можно рисовать, а тут нет? Ведь он пойдет и изрисует стены потом везде. Конечно, изрисует)) Рано или поздно. Но в целом дети отлично понимают, где можно рисовать, а где нет - при условии, что где-то правда можно, и не только на маленьком листочке. Идеальны-большие рулоны бумаги, скрепленные между собой (старые обои или из Икеи), где можно брызгаться, оставлять следы от различных частей тела и пр. Подстелите на пол клеенку- в магазинах для огородников ее полно. Объясните, что мы не выходим за пределы бумаги и не рисуем на полу- но пусть это правило будет легко соблюдать, пусть это будет большая бумага!
Кстати о размерах - очень удобны большие тюбики с краской, выдавливать на одноразовые тарелки и потом уже рисовать. Маленькие баночки гуаши - это курам на смех, баночка 15-20 мл уходит за раз! У «Гаммы» и «ЛУЧа» есть банки и по 500 мл, вот это наш размерчик!)



Еще, конечно, здорово рисовать мелками на асфальте, пастелью на бумаге; очень хороша масляная пастель. Макать в краску губку и отпечатывать, делать «танцующую жидкость» (см. рецепт в Интернете), размазывать краску руками и ватными палочками, посыпать сверху муку и пр. Отпечатывать шаблоны (самодельные! Из картошки, пробок и пр.), рисовать всем, что под рукой, смешивать аппликации и рисование, раскрашивать камни и фигурки, картонки и коробки - сколько полезных в творчестве вещей мы выкидываем ежедневно в мусор!!! Чем больше вариантов - тем интереснее! А рисовать под музыку и музыку, изображать эмоции - мы тут рисовали смех, выяснилось, что у меня смех красный, а у дочки желтый...


Мне кажется, родителям очень важно знать некоторые моменты, описанные Озеровой.
Главы про рисование, конечно, есть и в других книгах. Хорошо написано у Жени Кац в ее «Играх для начинающих мам» - вообще книга полезная очень!

Самое главное, что нужно знать маме (а также папе и бабушке) - что не нужно торопить развитие рисования, пытаясь придать осмысленность рисунку, скорее научить рисовать домик и пр. Я помню этот день, когда в своих каракулях моя дочка вдруг увидела трех дельфинов - папу, маму и дитеныша. Ей было около 2х лет и 2х месяцев))). Она сделала это сама, я очень старалась не навязывать ей шаблонов - ведь если вы покажете ребенку, как рисовать домик, то так и только так он будет рисовать его в будущем. Вариант - рисовать множество разных домиков, играть с ними, закрашивать, пририсовывать детали и пр. А лучше - ничего не рисовать, кроме абстракций, впечатлений... Время «нормальных» картин еще далеко, не нужно торопиться!



В целом - у родителя нет цели научить ребенка рисовать! Не нужно стремиться придать похожесть елочке, цветочку, кошечке - не в этом суть. Пусть ребенок в своем ритме рядом с любящим взрослым осваивает то, что можно делать с красками и мелками, подобно тому, как это происходит в арт-терапии. «Ребенок рисует не зрительный образ, а свои тактильные или зрительные ощущения от него» - спасибо, прекрасная Марина Озерова!!

Озерова, конечно же, категорически против мультиков, ведь ничто не формирует шаблоны успешнее, чем они. Интересно и про иллюстрации в книгах- как важно, какие они, чем меньше ребенок - тем они должны быть реалистичнее.

На этапе пачкания или марания, каракуль и рисования на себе ребенок еще и знакомится с «инструментом» - пробует красить воду, тыкать карандашом, рвать бумагу, мять ее, мочить... - и все это - отлично, и не требует маминого вмешательства, если только помощи. Чем лучше ребенок набалуется этим - тем легче потом будет соблюдать аккуратность (если в применении к ребенку это вообще возможно и нужно).

Алиса моя сейчас как раз на этой стадии, если не рисует на себе - то красит воду, иногда может даже не рисовать толком, а макать кисточкой в краске в муку, сыпать сверху гречку, поливать цветной водой... Моя роль - наливать чистой воды и наблюдать. И еще подавать идеи - а давай накрасим этот листик зеленым и отпечатаем его?


Да, будет грязно, но ведь это тоже отличный повод для договоров: где можно грязнить, а где нет. Только не ставьте невыполнимых задач - как и любую договоренность с ребенком ее должно быть легко соблюдать, а для этого и клеенка на полу хороша, и рисование на свежем воздухе. Дача тут конечно вне конкуренции, но мы с дочкой и на съемной квартире с белыми стенами рисовали и ни разу (!) не испачкали их. Ведь это все часть игры: рисуем на столе с клеенкой (только стоя, на журнальном!). На пол стараемся не лить, руки вытираем об себя, а не об диван. Когда закончили сразу мыться: «А теперь подними высоко руки и ничего не трогай - и мы полетим в ванную!». А там уже она стоит сама у раковины и по полчаса смывает с рук краску, моет кисти - там можно и нужно все трогать. Как-то так.



Конечно, и я делаю ошибки. Например, я так хорошо помню, как в детском саду воспитательница хвалила меня за то, что я хорошо сделала из пластилина шарик. Видимо, мне была приятна та похвала, потому что я упорно учила своего двухлетнего ребенка делать шарик. Бред полный, потом я поняла, что делаю что-то не то, и пластилин, как и краски, должен пройти свой путь - быть размазанным, порванным, разбросанным, съеденным...и только потом уже как-то стать похожим на что-то из внешнего мира, а уж до шарика еще вообще как до луны в два года...

Позже, в 3-4 года, ведущей деятельностью ребенка становится (если все шло правильно и хорошо) сюжетно-ролевая игра. И рисование отражает это - основой рисунка становится рассказ о событии, сюжет, впечатление от них. Начинается различение верха и низа (начинается само, не нужно учить этому!)... потом рисунок становится правдоподобным, и тут уже можно в художественную школу. До этого хороши только студии, где не учат рисовать по шаблонам, а ценят каждую мазню, каракулю - то есть творят.

Главная мамина задача в процессе рисования - не оценивать, не ругать, не учить ничему!!!, радоваться, хвалить (но конкретно за что-то, а не просто ТЫ МОЙ ГЕНИАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК!), поощрять, рисовать каракули вместе, смешивать краски, сыпать сверху соль... а главное - слушать, что говорит ребенок при этом, ведь именно это главное в рисовании - выразить то, что внутри ( а вовсе не научиться раскрашивать, не выходя за контур или похоже изображать цветочек!!!). Это так просто сделать, если убрать из головы шаблон о том, что чистота в доме и мебель без следов краски важнее, чем всевозможное развитие и радость ребенка!

Про «не оценивать» хочется сказать подробнее. В теории это понятно, а на практике? Как реагировать на Шедевр, не молчать же? Подробно про это можно почитать в книжках по детской психологии, например, в книге «Свободные дети - свободные родители», там довольно подробно разбирается эта тема. Если кратко - мы описываем, что видим («о, ты нарисовала фиолетовые кляксы и желтые полоски, мне очень нравится, как эти два цвета смешиваются, это так интересно!»), описываем свои чувства («я вижу, как ты старалась нарисовать это большое розовое пятно, мне очень нравится смотреть, как ты рисуешь»), но не ставим оценки «ты молодец», «великолепный рисунок», «это специально так криво у тебя, или ты просто не научилась еще ровно рисовать?».

Разработаны разнообразные методики детского рисования, часть описана подробно в интернете. Пожалуй, самая популярная - методика Гмошинской, «грудничковое рисование». Она советует начинать с 6 месяцев (или как начал сидеть), первый год рисовать руками, без кисти, не рисовать в стульчике для еды (ибо тогда будет есть краски)))) и пр. В общем-то, все хорошо. Но есть и минусы - использовать лист А4, но главное - это сама цель уроков - помимо просто рисования, ребенок учит и формы, и размеры, сравнивает, изучает цвета и пр. То есть такой ценный инструмент для развития спонтанности и выражения своих чувств и эмоций снова используют для изучения цветов и форм. Ну не надоело ли впихивать в ребенка эти формы-цвета?? В общем, хорошее дело подпорчено «целями обучения» - и не удивительно, ведь как можно описать в виде методики свободное и приятное совместное рисование с мамой? Без всяких целей и задач, просто - для удовольствия, и именно из этого и родится потом уже то, что родится - и будет похлеще елочек, похожих на елочки.


Еще есть методика Вадима Кручевского, художника и мультипликатора. Его рекомендации относятся не к малышам, а к подрощенным деткам, дошкольникам. Он дает массу полезных советов по организации рабочего места (наличие порядка, выбора разных форматов и текстур бумаг, мелков-красок и пр.), советует рисовать иллюстрации к книгам и пр. По сути, это просто советы, никакая не методика, чем мне и нравится) Но это - про деток постарше, а пока - пачкаемся, мажемся, творим свободно и радуемся жизни... Кстати, здорово, когда вместе рисуют несколько деток - такое поле для игры и общения!
Подводя итог, опишу все вышесказанное очень коротко: мы стараемся не учить ребенка рисовать, мы балуемся вместе с ним, мама - не наставник и «оценщик», а участник процесса. Обсуждать, говорить, пробовать разное и получать от этого удовольствие - вот залог того, что ребенок полюбит рисовать и будет это делать в дальнейшей жизни.
Рисуйте чаще! :)


рисование

Previous post Next post
Up