(no subject)

Feb 08, 2011 02:33




Чтобы вторгнуться в чет­вертое измерение наиболее ощутимым образом, Поль Дончиян стал делать модели четырехмерных тел. Точнее, он спаивал из тонких проволочек объемные проекции этих тел в наше, третье измерение. Видом в плане и профиле ему служили чертежи, полученные геометрами, - например тот, что создал голландский математик Ван Осс. И Дончиян как опытный строитель воссоздавал по ним объ­емные фигуры.

Он не стремился покрывать грани каким-либо мате­риалом - ведь тогда ребра стали бы видимыми только для существ из четвертого измерения. Его модели - это «скелеты» фигур, то, что Леонардо да Винчи на своих рисунках к книге Луки Пачоли обозначил латинским сло­вом «вакуус» - пустой, полый.

«Соединяя части фигуры между собой, приходится постоянно сверяться с известными проекциями на пло­скость, но в то же время не забывать о здравом смыс­ле, - писал о своей работе сам П. Дончиян. - К счастью, модели обладают тем, что в технике называется «защи­той от дурака»: если допущена ошибка, то она сразу видна и дальнейшая работа становится невозможной. Зато последняя операция - соединение друг с другом внешних и внутренних секций - таит в себе нечто от то­го волнения, что испытывают две группы рабочих, про­бивающих туннель с двух разных сторон горы, когда они, наконец, встречаются и видят, что рыли точно по одной прямой».

Но минуты восторга были редкими, а работа требо­вала воображения, необычайного терпения и кропотли­вого, тонкого труда. Зато и результаты ее были намного более впечатляющими, чем даже фотографии получив­шихся моделей, - ведь как ни размести камеру, все рав­но какие-то из многочисленных ребер обязательно пе­рекроют друг друга.
Previous post Next post
Up