КАК РОЖДАЕТСЯ ТВОРЧЕСТВО

May 15, 2018 08:38





Мне всегда было интересно, как отличается творческий процесс написания песен от одного автора к другому. Интерес доходил до такой степени, что в определенный момент моего обучения на факультете психологии я даже писала курсовую по вдохновению. Кстати, мне за нее чуть тройбан не поставила заместитель нашего препода, потому что так ладно, с таким красивым слогом была написана работа, что она была уверенна: содрала я ее где-то, не задумываясь.

Часы ковыряния в библиотеках и интернете меня не вывели никуда. Но вся эта возня сподвигла меня быть более наблюдательной в отношении своих собственных состояний и отслеживания момента, когда же рождается вдохновение, и в какой момент оно ведет к творческому результату, а когда  - просто рассеивается, не принеся видимых плодов.



Я уже знаю, как ощущается зуд желания творить прямо здесь и сейчас. У меня это проявляется в том, что я чувствую повышенную сосредоточенность на себе и легкое раздражение на тех, кто меня отвлекает от погружения в себя. Я обычно беру в руки гитару или сажусь за клавиши, и начинаю «бродить», пока не появится искомая комбинация звуков. Мне нужна полная тишина и сосредоточенность, потому что я прямо физически чувствую проходящие потоки и открывающуюся воронку на самой макушке головы (привет, чакры!). Дальше, собственно, уже не я, но ЧЕРЕЗ МЕНЯ происходит рождение очередной песни. Я работаю долго, стараясь за один присест написать ключевые партии, особо не отвлекаясь на тексты. Мне важно запомнить мелодию и ритмический рисунок, а уж текст обычно подтягивается в процессе или даже по окончанию работы. Часто я оттачиваю мелодию, чтобы избежать банальностей, но только в деталях, в целом я позволяю процессу происходить без излишнего вмешательства ума, иначе не раз наблюдала, как поток просто перекрывается.



Я могу сидеть за инструментом долго, часа два или три, рекорд был почти четыре часа (с тех пор я стала более эффективна и продуктивна. Что ж, опыт, сын ошибок трудных!).  Но если я не набросаю костяк со всеми куплетами, припевами, вступлениями и бриджами, то потом интерес к тому конкретному произведению пропадает - и считай, что выкинула и песню, и время, на нее потраченное.

Как и сам процесс, мне также интересно, что же мною движет, что порождает само вдохновение сочинять. К сожалению или счастью, я, как и многие авторы, творю от душевного дискомфорта, и очень редко -в счастливом, гармоничном состоянии. Примечательная штука: вот мне как-то не по себе, я чувствую не проработанный момент, гложущее состояние. Чтобы себя сбалансировать, я могу сделать практики или йогу, и мне станет легче, равновесней, приятнее, да и сам затык по большому счету уходит. Но я могу этого всего и не делать, и вместо проверенных методик вылить переживание в песню или импровизацию на ф-но. И вот тут прикол, который меня не устает удивлять. Я могу вообще не знать, от чего я гормонально-шизанутая, и мне по большому счету не о чем писать. Когда достигаешь уровня внутреннего понимания и принятия себя, знаешь, что «и это пройдет», стоит только применить действия или вообще мысленное бездействие. Но вот вчера, испытывая сиюминутный замаскированный гнев вперемешку с сожалением, я стала писать песню... и вышло, что она о том, как не стоит меня трогать, пока я не выпила утренний кофе. Вся песня вообще о кофе и о том, как не пошли ли бы все в баню, пока я не пробудилась! Мне смешно, потому что кофе никак не влияет на мое пробуждение, и я никогда не была особой поклонницей этого напитка. Хотя я бы не рекомендовала приближаться к моей персоне в первые 30 минут после пробуждения, это уж точно. Дети это отлично усвоили после моих категоричных заявлений «мамы нет, подойдите попозже!».

Или вот другие недавние песни: то про тлетворные отношения, коих у меня никогда не было, то про какие-то моменты, которые моей жизни никак не касаются. Казалось, я считываю чужие опыты и, впечатлившись ими, вдруг выдаю песню в эмоциональном фантике, как будто я ее сама прожила. Поэтому, ребята, когда вы слышите песню и думаете, что автор так много пережил и написал о своем опыте - это далеко не всегда так.



А вот мой супруг, например, отличается совершенно другой практикой творения. Он пишет под телевизор, городской шум, крики детей и их бесконечное «дай» и «почему». Начнет писать припев, и через месяц может склепать из трех разных кусков одну песню. Пишет он много, очень много работ, но не все из них удачные, есть и однотипные. Он их всех сохраняет, но к записи, понятное дело, готовит немногие. Я практически все до единого своего творения хочу записать, иначе - в топку!

Одно я знаю точно: чтобы вдохновение таки вылилось в произведение, часто, очень часто я заставляю себя сесть за инструмент или взять бумагу и ручку. Иногда ничего не получается, но чаще всего  - рождается красивая такая штучка. Или сгусток эмоций в одном флаконе. И все это - я, но и больше, чем я. В курсовой такое не опишешь...

энергия, вдохновение, размышлизмы, творчество

Previous post Next post
Up