Click to view
Даже не знаю, с чего начать :) У меня есть подозрение, что в аниме практически никогда не бывает любви с первого взгляда. То есть вот смотришь ты Кланнад и не задумываешься - чем он в итоге может для тебя стать, нет времени на то, чтобы оценить это, прогнозировать варианты сюжета и твоей возможной реакции на его повороты. Когда что-то в итоге становится действительно дорогим, осознание точно приходит чуть позже, разными образами, но всегда - позже. Пожалуй, тут будет уместным вспомнить - что бы вы думали? - Меланхолию Харухи Судзумии к вящему шоку общественности (сложно удержаться, чтобы не вспоминать о ней в каждом обзоре, где речь идет про школьников и клубы, честно говоря). Вообще-то, это был один из первых тайтлов, что я по-серьезному посмотрел, в первой пятерке точно. Смешно вспомнить - первый раз я смотрел ее на ужасающем сайте animeking.ru в озвучке Персоны 99, во что сейчас, конечно же, ну совсем не верится. Просмотр мой прошел довольно буднично, хотя и решительно без возможности отвлекаться от него, что само по себе для меня не такая уж и редкость. И лишь через две недели, сидя в на удивление тихом в тот момент кабинете 2005, будучи окруженным потрясающей по мелодичности тишиной, я внезапно понял, что серия Someday in the Rain - это одно из лучших событий, что со мной произошли за последние месяцы, как и весь сериал.
Когда я писал в рецензии на Kokoro Connect про Меланхолию, как про родоначальника "жанра" слайс оф лайф комедий про членов необычных школьных клубов, я, конечно, не подозревал, что уже через какие-то считанные дни получу довольно серьезный укор от жизни за такие громкие слова. В то время, как Kokoro Connect, конечно, стал далеким от того, чтобы опровергнуть этот ироничный тезис, Hyouka сразу ставит все на свои места - преступлением против искусства является такая вольная трактовка по-настоящему глубоких с точки зрения восприятия тенденций. Говоря проще, на самом деле МХС породил не столько вышеупомянутый "жанр", сколько поставил стандарт, которому некоторые тайтлы пытаются соответствовать, оперируя теми же атрибутами, для которых этот стандарт был установлен.
Прежде всего, это - герои. Думаю, что не прогадаю, предположив, что для большинства зрителей именно герои способны затащить почти любой, провальный по другим параметрам, тайтл. Могут быть отклонения, зависящие от личных предпочтений (например, мне нравится КимиКисс с весьма заурядными героями, но невероятным по идеальности и правильности сюжетом или где-то может особенно актуальным оказаться атмосфера, юмор, что-то еще), но что уж точно, так при слабых героях аниме ничто уже не спасет. В Hyuka героев четыре, что, кстати, немного необычно и, более того, заставляет задуматься о том, что "брейкфаст клабовский сетап" сам по себе накладывает на авторов заранее некие рамки в контексте создания взаимоотношений и связей внутри компании. Сразу скажу, что мне несколько неудобно разбирать взаимодействия героев здесь в традиционном стиле записок о том, как в день N вели себя лабораторные крысы т.к. они стали для меня куда большим, что само по себе говорит больше, чем я могу выразить своим косноязычием.
Главный герой - Ореки Хотаро. Нельзя сказать, что он - раздолбай, скорее - эскапист от лени. Ну не хочется ему ничего делать. Довольно типичное начало - и действительно, в процессе, конечно, никуда скрыться от стереотипного главного героя такого рода тайтлов деться не удастся. Что показательно - масштаб героя, детальность проработки и раскрытия сжирают весь негатив от стереотипов в процессе, с косточками, что, кстати, в очередной раз заставляет задуматься над тем, точно ли стереотипичность чего-то (например, похожесть новых MMORPG на World of Warcraft) - автоматически плохо? Несмотря на наличие типичной стеснительности (или даже скорее японской социопроблемности), очевидной неумеренности в плане непринятия тех или иных решений, идущих в разрез с этой самой стереотипичностью, и прочих мелочей, мы видим довольно взрослого человека, крайне уверенного в себе, склонного к довольно глубокой интроспекции, а в конечном счете, действительно живого и очень интересного. Разумеется, сравнение с Кёном избежать сложно, но, увы, разница в масштабах повествований как таковых делает такое сравнение трудным. Но вот честно - при попытке представить Хотаро, как Кёна с такими-то изменениями становится неудобно и внутренне дискомфортно, что явно свидетельствует о том, что масштабы их сопоставими и они совершенно самостоятельные величины.
Главная героиня - Читанда Эру, дочь очень респектабельной семьи землевладельцев, обладающая огромной конструктивной жизненной энергией и еще много чем, о чем можно только проспойлерить. Мне сложно углубляться в размышления подобные предыдущим на ее счет по разным причинам, но если кратко - она одна из самых няш, что я видел в аниме. Она как будто сочетает в себе все самое хорошее, что может сочетать герой женского пола, находящийся на этом месте в такой структуре персонажей. Добрая, милая, весьма неглупая, очень ответственная. И, что важно, она вообще не несет в себе деструктива а-ля Харухи. Возможно, она немного проигрывает в совсем уж какой-то невообразимой глубине самым лучшим представителям аниме, но тут необходимо важное уточнение: аниме так и не успело поставить перед ней какую-то действительно сложную ситуацию, типа инсценированных убийств, безнадежной безответной любви, нахождение при смерти, пятерых отчимов или черт знает чего еще, что всегда и является основным элементом, подчеркивающим эту "глубину". Она "сумела" стать тем потрясающим персонажем, а лучше сказать, человеком, просто показав, как она ведет себя в совершенно житейских ситуациях. Тут есть очевидный вывод и я озвучу его позже.
Чууууууууть-чуть менее главные герои - Фукубе Сатоши и Ибара Маяка. Первый, вроде бы, типичный такой живчик-весельчак с хохолком, каких полно в разных аниме (обычно, они какие-нибудь спортсмены). Вторая, вроде бы, типичная тсундере-томбойка с короткими волосами и ничем выдающимся на теле (такие обычно влюблены в главных героев, но сливаются в процессе дурацкими образами, за что, надеюсь, надают авторам по головам в каком-нибудь потустороннем метамире). На самом деле, между ними сложнейшие отношение, так как Сатоши знает, что Маяка в него давно влюблена и даже не скрывает этого. Сатоши переживает настоящий эмоциональные то коллапс, то конверсию рядом с другими героями, завидуя, искренне любя их как друзей и не только. Пожалуй, мало кто из героев, что я видел за последнее (и не только) время, так похож был бы на ЧЕЛОВЕКА (куда больше, чем участники проекта Дом 2, например). Он безусловно заслуживает полноценного повествования про себя. Маяка раскрывается больше все-таки не сама по себе, а через призму других героев и, в итоге, является, субъективно, наименее интересной и близкой к тому, что мы привыкли видеть обычно в средних аниме. Примерно как Микуру из МХСа (хотя и совсем не похожа на нее, конечно).
Ну а теперь к упомянутому выше (про Читанду), много вы видели аниме без драмы, не говоря уже про трагедии, где герои были бы раскрыты настолько потрясающе? Разумеется, просто нельзя проигнорировать работу всех людей, кто прямо приложил к этому руку (режиссер, сценарист и автор новелл, если быть совсем точным). Мне тяжело ручаться за напрашивающийся вывод не будучи, прямо скажем, любителем классического слайс оф лайфа, но я смею утверждать, что авторам Hyouka удалось достичь в этом невероятных высот и, возможно, поднять планку точности, интересности и выверенности передачи обычной жизни. На ум приходит Genshiken и даже при том, что я могу легко причислить себя к людям, которым он очень понравился, я не уверен, что тематика ЛАШАР-ДАМАСЕДОВ АЗАЗАЗ))) не сыграла там свои вполне ключевую роль. Говоря проще, если ни на чем не основанное предположение, что покажи они в аниме не любителей аниме, а любителей советских автомобилей точно также, это бы точно не стало Геншикеном со всей по нему фагготрией и 10-ками (ну были же аниме про рестораны там всякие, аналогичные, и где они?).
Ну и еще одна важнейшая вещь, которую необходимо отметить: это - музыка. Если честно, я уже устал удивляться, но ведь это не просто так. С музыкой в аниме что-то случилось (она утонула). Моя папка с саундтреками завалена музыкой, опенингами и эндингами и даже кэрэктер синглами из какого-то совершеннейшего порожняка, в то время как даже в Steins;Gate, который получил 10-ку, музыки не было. Из прошлого в голову только Code Geass приходит - был хорош настолько сам по себе, что не заставил сильно об этом факте горевать (хотя там вполне нишевая, гхм, музыка была, если вы понимаете, о чем я :3). Но это все недостойно аниме, претендующих на звание шедевров в итоге. И вот я посмотрел Hyouka несколько дней назад. С тех пор посмотрел еще одно аниме и еще одно начал. А сколько времени, как я уже говорил, потребовалось на осознание его потрясающести? Я не знал, о чем я буду писать еще час назад, но включил музыку и все встало перед глазами, не нужно ничего выдумывать. И вот, наконец, прорвало. До FMAB и E7, конечно, совсем не дотянули (ну, знаете ли...), но до того же МХСа - вполне.
Пора подводить итоги: mustwatch. Не уверен, дотянет ли в итоге оно до 10-ки в нынешнем виде, все же шедевральность чистых слайс оф лайфов достигается особыми потом и кровью, должно ну вот все на свете совпасть, но это, пожалуй и не важно. Это примерно как sola или многие другие аниме из разряда "шедевр, который я не могу назвать шедевром". Никаких сомнений в том, что сними они еще сезон - и оба получили бы 10 баллов - предположить, что после такого будет снято что-то плохое решительно невозможно. В конечном счете, много ли вы видели сиквелов от КиоАни, которые бы были хуже приквелов? Я задумался про Кланнад опять - стал бы первый сезон Кланнада тем, чем он стал без второго? Ответа на этот вопрос, правда, я сам не знаю, как и того, чем на самом деле стал для меня в итоге Кланнад как таковой, но есть общее соображение, что может он остался бы просто очень красивым школьным ромкомом (да еще и гаремником, страшно сказать). К сожалению, надежды на полноценное продолжение (предположенный кое-кем мувик - почти наверняка не в счет, чай не Kara no Kyoukai) - т.е. еще один сезон в 22+ серии нет (достаточно посмотреть кто автор сценария и, если его имя ничего не скажет, посмотреть в каких он отношениях с супер ожидаемыми продолжениями по жизни :)).
P.S. А еще избранные треки из саундтрека к Hyouka (особенно Aozora no Kodou, Cinema Sky, Fade in out) настолько плавно переходят в альбом Carly Rae Jepsen - Kiss, а прическа Читанды настолько похожа на ее (как и личностные характеристики, из того, что я успел узнать), что черти что в голову лезет... :D
Click to view