Многопараметровость в нормальной музыке (часть 1)

Oct 20, 2012 04:00

Многопараметровость в нормальной музыке
"нормальная музыка" - субтрактивный термин, здесь en bruto означает: не авангард, не нойз, не антимузыка, не экспериментальная музыка, не идеологическая музыка, не прикладная-функциональная музыка итд

Я считаю, что мир нуждается в новой эстетической теории музыки.
Её частями должны стать эстетическая теория звукового синтеза, теория тембров и шумов, мультимедийная композиция итд.
Эстетического анализа электронной и вообще "нормальной" (см. выше) музыки решительно не хватает.
Приверженцы авангардных течений первой половины XX века в упор не замечают современную музыку и даже смотрят на неё презрительно, хотя она должна являться частью дискурса. В ряде смыслов, минимализм музыки рэйв более зрелый, чем минимализм Ф. Гласса, а работа с пространствами не заканчивается (а только начинается) на новаторском, но музыкально слабом (т.к. цели были другие) "квартете для вертолётов". Один лишь океан обертонового шаманства TB-303 в музыке эсид хаус стоит если и не тщательного анализа, то по крайней мере присутствия в дискурсе современной музыкальной эстетики.
Сэмплирование - новейшее и, вероятно, наиболее зрелое применение техники коллажа; также это новый метод деривативной работы, ранее недоступный.
Саундтрек имеет роль сходную с оперной музыкой. Как и музыка в операх, саундтрек часто лениво низводится до прикладной музыки, но в ряде случаев остаётся искусством.
Разделение или смешение инженерных и композиторских задач в новую эпоху выходит на новый уровень. Композитор унифицирует ладовые системы в раннем XVIII веке, создаёт под себя новый звукоряд в раннем XX веке и создаёт собственные тембры на синтезаторе в позднем XX веке. Появляется тембротворчество, или создание пресетов.
Классический и современный подходы до ужаса разобщены, принципы композиции разобщены, способы нотации разобщены, поэтому нигде не встретишь фразу вроде molto sostenuto, preset #174 "roar bass 2", coldness articulates with modwheel where stated. Если композитор оперирует одновременно всеми подходами, когда это необходимо для его целей - он здоров. Если же он с жаром отвергает все из них, кроме своего привычного - он болен.

Дальше, собственно о параметрах. Параметры заполняют пустоту между наиболее техническими слоями абстракции данных и наиболее эстетическими. Параметры могут быть одиночными характеристиками ритма, хода мелодии, гармонического оттенка, тембра, скорости, природы звука, звукового пространства - чего угодно. Параметры могут быть и эстетическими, художественными частицами или приёмами. Живой оркестр, рок-группа, электронная запись и записанные шумы имеют разные системы параметров.
Когда-то я начал писать вот такой список параметров, приведённый ниже. Не зная, как это назвать, я назвал это things in music, что, естественно, плохо отразилось на находимости этого черновика среди десятков разнородных записей, и файл затерялся.

cold - warm
loud - quiet
bright - dark (timbre)
high - low
electric (amplified) - acoustic | electronic (generated) - sampled
clean - dirty
fast - slow
legato - staccato
going up - going down
minor - major
monotonous - melodic
straight - syncopated/swinged
machine - live
repetitive - soloistic
simple - complex
clear/well percepted - dim/blurred
sonant - muffled
front - background
upbeat - downbeat
light - heavy

Читая статью "Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века", я наткнулся на термин "многопараметровость", который может стать отличным дополнением к моим зарисовкам. Оказывается, что:

Наиболее новая и смелая музыкальная концепция первой половины ХХ века принадлежит Антону Веберну. На техническом языке композиторов она именуется многопараметровостью. Это один из самых великих переворотов в музыкальном мышлении, особенно трудный для объяснения в более общем плане. «Параметр» буквально есть «область измерений». Параметрами музыкальной композиции являются разного рода ряды смысловых отношений между единицами музыкальной структуры; например, между ступенями гаммы (различными высотами звука), между рисунками движения мелодии (вверх, вниз), между единицами ритма (величинами длительностей звука), аналогично между степенями громкости звука, оттенками тембра (артикуляции звука), пространственными положениями звука и т. п.
В музыке прошлого почти всегда эти ряды были природно сплоченными, структуры различных параметров - слитыми друг с другом, а поэтому они и не различались как структурные слои. В ХХ веке же, вслед за структурной эмансипацией высотных рядов в додекафонно-серийной композиции, новаторы музыки провели и дальнейшую автономизацию структур различных параметров, что привело к контрапункту параметров, как если бы в разных параметрах образовывались свои организующие ряды и противопоставляемые друг другу «рисунки» из разнокачественных единиц.
Разумеется, сам Веберн ещё не мог применить многопараметровость к цифровой музыке, но вместо него это сделаю я, конечно же, если не найду кого-то, кто уже посвятил этому своё время и усилия.Наконец-то я получил название для одной из своих концепций!

В музыке The Prodigy, Depeche Mode, Diary of Dreams, This Morn' Omina, Quake 3 OST, Planescape OST итд можно говорить о многопараметровости.
Можно рассматривать с точки зрения многопараметровости и музыку The Doors и симфонии Бетховена, но там доступных измерений меньше.

free thoughts for everyone

Previous post Next post
Up