1
Утро второго дня в Костроме выдалось солнечным, но солнце в мае ещё не набирается той силой, что летом. И ходить под ним и смотреть на что-то приятно. А в тенек свернёшь от него так и вовсе не жарко. Я поленился ехать к знаменитому монастырю на общественном транспорте. У меня так и стояло в пометках к прогулке - едем на такси. И поехали. Только ехать я решил не к стенам его, а в слободу, где живут простые люди. Как выглядят монастыри понятно. К определенному возрасту человек даже безразличный к религии наполняется этим знанием. Понятно, как и слобода может выглядеть при монастыре, но мне нравится бродить среди домиков, которые помнят куда больше меня или моих родителей.
Когда-то это место называлось Богословской слободой, позже своё наименование она сменила на Трудовую. Тут можно что-то сказать о вездесущих коммунистах любивших переименования, но я бы посмотрел на это под другим углом. Чем плохо-то название Трудовой слободы? Да ничем. Другой вопрос, что сейчас всё это вообще официально называется Ипатьевской слободой.
2
Наверное, для жителей севера или может быть Сибири гараж, возведённый из брёвен как какая-нибудь изба, не будет чем-то удивительным, но я такого прежде не видел. Наверняка изначально это был сарай, а может быть и сразу он строился как гараж, но ощущение возникают глядя на него странные. Будто перенесся на сто лет назад.
3
Чем хороши здесь улочки так это тем, что здесь ничего не делалось под туристов. Люди просто живут и все эти дома настоящие, а не пустые и безжизненные как в музеях. Здесь нет и какого-то единообразия. Кто-то использует сайдинг, но кто-то ещё стремится сберечь резьбу.
4
Либо и вовсе можно встретить вот такое сочетание прошлого с настоящим. Я иногда люблю козырнуть тем, что имею косвенное отношение к деревенской жизни, но если уж быть честным, то нет. Все-таки у моей бабули был водопровод с 80-х годов. Да, дом частный, поля, огороды, да яблоневые сады я видел. Только вот посёлок где прошло моё детство, появился в 1904 году. Здесь же корни слободы уходят в тьму веков.
5
Здесь люди жили и двести и триста и пятьсот лет назад. От тех срубов и изб ничего уже не осталось. Дерево недолговечно, да и люди тут теперь другие по складу характера и укладу жизни. Но если вдуматься так уж сильно ли поменялся уклад в таком месте? Коровы по улицам не ходят и табуны лошадей на полях рядом не пасутся.
6
Но живём-то мы, если уж широко смотреть всё теми же заботами, что и предыдущие поколения. Семья, дети, думы о будущем. Иногда как тина какая-то может всплыть прошлое, но что с него взять-то? Его уже не изменить, а путь у нас лежит только вперед.
7
Впереди кстати виднеется территория храма Иоанна Богослова. И есть у меня подозрение, что столетие назад здесь всё выглядело почти так же. Столбов разве что не стояло, да асфальта может, не было.
8
Хотя надо заметить и сейчас там далеко не везде есть асфальт. Впрочем, тем и интересна здесь жизнь. Ведь ничего не вылизано под туристов, турист он же сразу дальше бежит к монастырю, а по этим улочкам бродит не так уж много народу. Хотя понятное дело, что никакого эксклюзива я тут не показываю.
9
Да и кроме нас как минимум ещё одну неместную пару мы видели. Отличить приезжего от местного жителя очень легко. Мы постоянно что-то снимаем, будто и вправду собираемся увезти с собой часть старой Костромы.
10
Только не увезешь её с собой в фотоаппарате. Воспоминания надежнее будут. Мы вот шли и считали, например кошек. Как объяснить это с помощью фотографий? Да никак. Это моя личная ассоциация теперь с этим местом. И вот что странно, кошек тут бегало много, а собак не видел я и не слышал.
11
Хотя именно частный сектор располагает к таким животным. С другой стороны если вспомнить улицу из своего детства, то могу точно сказать, что собаки там встречались редко.
12
Мы же тем временем сделали круг, и вышли к автомобильному мосту. Через него мы позже и вернёмся пешком в город. На той стороне есть масса занятных сооружений. Здесь же можно рассмотреть льняную мануфактуру и местную ТЭЦ.
13
Тянутся там и какие-то новые стилизации под старину. Видимо очередная гостиница для туристов либо ресторан. В Костроме всё это востребовано и разнообразия хватает.
14
Но наш путь лежит в сторону монастыря. Тут сразу чувствуется, что сюда стекаются туристы, потому что и торговля под них организована, и заведения различные есть. Только мы приехали видимо как-то рано. Уже на обратном пути на стоянке громоздились вместе с машинами и автобусы.
15
Тут тебе и трактиры есть, и сувенирами торгуют. К слову это всё новодел, когда-то на углу улицы стоял обычный деревянный дом, но и сюда добрался бизнес. Паломники, да и просто любопытные вроде нас в такие места ходят. Тем более, сейчас турист пошёл взыскательный и требует сервиса.
16
Из занятного с улицы можно рассмотреть церковь Пресвятой Богородицы 18 века. Привезли её в эти края в 1960 году. Видимо в целях сохранения культурного наследия. Те самые коммунисты, которые якобы с ним не считались. Ну а в остальном сами видите, что здесь царство торговли.
17
Существует предание, согласно которому монастырь появился в 14 веке. Как было на самом деле, мы не знаем, но очевидно, что современные стены появились не тогда. Всё это строилось спустя пару столетий, когда монастырь сдружился с Годуновыми. То есть всё это 16 век.
18
А вообще странно понимать, что эти сооружения видели и смутное время и то, что было до него. Да и именно отсюда началось царствование Романовых, растянувшееся на 300 лет. Символично, что закончилось оно в доме Ипатьева. Хотя в данном случае фамилии никак не связаны.
19
Вход в монастырь платный. Проблема в том, что на ту же звонницу здесь пускают не круглый год, а в какие-то отдельные дни. Странная бизнес-модель. Из примечательных фактов могу отметить, что все без исключения президенты России здесь бывали. Правда президентов у нас было-то пока что три и думаю не только мне любопытно, кто же будет дальше?
20
Мы приехали до появления толп туристов, но на территорию пошла лишь дочь со мной. После Ярославля она рассчитывала снова залезть на звонницу, но не удалось. Да и территория здесь не сказать, что большая. Тем не менее, монастырь любят и режиссеры.
21
Здесь работал и Эльдар Рязанов и Никита Михалков. Наверняка и ещё кто-то использовал его как декорации. Больно уж место тут хорошее и живописное. С другой стороны можно найти что-то и ближе к Москве не менее фактурное.
22
Честно говоря, я не понял, за что отдал деньги. Нет, мне не жалко, но либо тут должен быть полноценный музей, либо вообще не надо никого пускать. А то как-то странно выходит.
23
Хотя не буду отрицать того, что внутри хорошо.
24
Правда, с оговорками. Как я и сказал, попали мы внутрь до приезда толпы туристов, пробыли внутри буквально минут 10. Послушали тишину и щебет птичек.
25
Выходили же мы, когда к воротам прикатил автобус, и монастырская тишина наполнилась шумом и гамом. Тут тебе и дети, и мужчины, роющиеся в телефонах и дамы вообще неизвестно с какой целью попавшие внутрь. Такое ощущение, что внутренний туризм переживает какой-то бум, только люди не очень понимают, куда и зачем едут.
26
Хотя в целом ничего плохого в изучении своей огромной и разнообразной страны нет.
27
Самая главная фишка этой части Костромы заключается в том, что рядом с монастырем сохранилась не только населенная слобода, но ещё имеется и музей деревянного зодчества под открытым небом. За него как раз стоит сказать спасибо советской власти.
28
Идти там всего ничего, но по дороге успеваешь обратить внимание, как гармонично сочетается старая Россия с теми же спутниковыми тарелками. Ну а что? Людям же хочется жить в комфорте.
29
Кое-кто вон, какие себе хоромы строит. Чувствуется, что у ряда граждан всё в полном порядке с финансами.
30
Проходя мимо стен монастыря, поймал себя на мысли, что ведь наверняка кто-то и к бабулям сюда приезжает на летние каникулы. Наверняка же такая опция существует до сих пор.
31
Из жилья же удивили меня тут советские домики на улице Гидростроительной.
32
Ну а наш дальнейший путь лежит вон туда. За забором как раз и расположен музей.
33
Однако в музей мы пойдём в следующей части. На сегодня же у меня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.