1
Поскольку я вырос рядом с железной дорогой, то люблю всё, что связано с ней. Хотя возможно моё детство и симпатии к поездам не взаимосвязаны, но, тем не менее, побродить около вокзального хозяйства всегда интересно. А уж если это ростовское хозяйство, то интересно вдвойне. Во-первых, потому что Ростов крупный транспортный узел, а во-вторых, потому что территория там имеет давнюю и хитросплетенную историю. Ведь Ростов-на-Дону был одним из театров военных действий во время Гражданской войны и Великой Отечественной. Соответственно не могли эти войны обойти стороной вокзал и прилегающий к нему район.
В предыдущих частях озвучивали мнение, что не так-то уж и хорош Ростов при ближайшем рассмотрении. Но дело в том, что у меня не было цели искать какие-то красивые ракурсы и выбирать только вылизанную сторону города. Красивых мест в городе хватает. И подать их можно, даже особо не исхитряясь, но дело в том, что это же скучно. Всё это отдаёт казенной и официальной стороной какого-то подразделения министерства по туризму. А у меня тут не его филиал. Мне как раз и нравится бродить где-то и совать свой фотоаппарат сквозь заборы. Вот, например, судя по всему, в кадр попали какие-то мастерские. Всё это территория завода по ремонту электровозов и снимал я её сквозь решетку забора.
2
А это у нас уже ДК «Железнодорожников». Так же известный как Лендворец. На первый взгляд классическое здание послевоенной постройки. В нём отчетливо просматриваются черты сталинской ампира, но не всё так просто.
3
Строили здание в 20-х годах, и естественно оно было выполнено в блестящем стиле конструктивизма. На мой взгляд, это одна из самых недооцененных эпох в истории нашей архитектуры. По неоцененности с ней может потягаться разве что поздний советский модернизм. Так же известный как брутализм. Почему-то этим периодам уделяется мало внимания, а меж тем там было множество
любопытных проектов.
4
Увы, но время в лице войны не пощадило это здание и уже после освобождения Ростова его пришлось перестраивать. Изначальный проект, конечно, угадывается и сегодня, но за счёт лепнины и колон ДК можно принять и за образец сталинского ампира. Ну а рядом с ним можно прикупить новую Ладу.
5
Сворачиваем к изнанке вокзала. Люблю вот такие места. Здесь нет какого-то лоска, только суровые будни обратной стороны города.
6
Вылизанные пути и растительность вдоль заборов. В этом всё РЖД. Кусты не мешают же проезду? Так и не надо их трогать.
7
Однако откатимся на столетие назад. В ту пору здесь можно было встретить настоящий бронепоезд. В распоряжении белогвардейцев были десятки подобных поездов. Конкретно этот носил имя «Генерал Дроздовский». Построен он был на деньги горнодобытчиков Донбасса. Довольно любопытный факт, ведь, по сути, они были пролетариями, но деньги скидывали на Белое движение. Прослужил же этот поезд недолго. Создали его в мае 1919 года, а уже в марте следующего он был оставлен под Туапсе.
8
Ещё один любопытный кадр из той же эпохи. Это почётный караул встречает генерала Деникина всё на том же вокзале.
9
Ну а закончилось для белогвардейцев всё вот так. Это кадр бегства из города их подразделений. Красные доказали кто здесь хозяин, а как известно кто сильнее тот и прав.
10
Кадр уже 1942 года. В годы оккупации здесь располагались, в том числе и румынские части. Как раз бойцы этих подразделений и попали в объектив фотографа.
11
Ну и уж если я полез в историю, то не могу не отметить визит товарища Брежнева на ростовский вокзал в 80-х. Встречает его и обнимает первый секретарь ростовского Обкома КПСС Бондаренко. Джентльмен в шляпе вроде бы Черненко. Вообще интересно, что генсеки спокойно себе пользовались железной дорогой, хотя и авиация к тому времени в СССР была сильно развита. Нынешние же руководители России поезда игнорируют.
12
Возвращаемся в день сегодняшний. Путепровод здесь петляет между зданиями, и пока я брёл по нему раздумывал о том, что место крайне фотогеничное. Здесь можно было бы снять отличный клип. Или небольшую сцену из фильма. Думаю вечером здесь особенно колоритно.
13
Слева вон видна парикмахерская и столовая. Интересно путейцы здесь обедают и стригутся?
14
Взгляд назад. Вот оттуда мы и пришли.
15
Справа советское здание управления ростовским регионом Северо-Кавказской железной дороги. Высотка же, что торчит дальше это отель, встроенный в здание вокзала. Здание советское, но судя по всему, к чемпионату по футболу навели внешний модный лоск. Честно говоря, не понимаю зачем.
В скверике же слева видели граждан находящихся в изрядном подпитии. Что удивительно. Вроде как сейчас полиция усердно гоняет подобную публику с территории возле вокзалов. Да чего там говорить? Нонче за курение у вокзала можно схлопотать штраф.
16
А теперь вновь откатимся в прошлое. Поскольку за город шли нешуточные бои, то само собой старый вокзал был разрушен. Примерно так он выглядел после освобождения Ростова.
17
К 50-м годам его восстановили естественно в стилистике сталинского ампира. Затем он был полностью перестроен в 70-х.
18
И вот так выглядит сейчас. Кстати забавно, но факт. Мы ж передвигались в разгар пандемии, но температуру у нас не мерили ни в аэропортах, ни в вокзалах. Единственное исключение это ростовский Макдональдс и ещё пара ресторанов. В заведениях общепита всё строго.
19
Поворачиваем голову и видим остановку общественного транспорта. В Ростове по моим ощущениям бегает очень много тверских «City Star». В сети пишут, что аж 30 штук их там. Кстати занятно, что этот же трамвай поставляется и в Латвию.
20
А вот так привокзальная площадь выглядела в 1938 году. И если на трамвае нам довелось прокатиться несколько раз, то троллейбус мы почему-то проигнорировали. Впрочем, большую часть времени в Ростове мы гуляли пешком.
21
Приезжающий человек в Ростов-на-Дону видит примерно вот такую картину. Да, перед ним раскидывается где-то на горизонте высотный фасад города, но в первую очередь его встречает местный колорит. Слева вон видите, рыбку толкают. А прямо по прямой расположен автовокзал. Кстати очень удобно, когда автовокзал находится рядом с жд вокзалом. В моём родном Орле эти два транспортных узла построили в разных концах города, и в своё время для меня было открытием, что это Орёл исключение, а не другие города.
22
Автовокзал. Взгляд из 80-х.
23
Как видите не так уж много и поменялось во внешнем виде. Ну, разве что огромная часть площадей здания теперь сдаётся в аренду всяким торгашам. Мы, например, там закупались перед поездом через пару дней.
24
Попался любопытный кадр из 90-х. Если присмотреться, видна всё та же уличная торговля, но в куда больших масштабах. Видите, сколько стоит лотков? И ведь наверняка всё это кто-то крышевал. Ещё одна любопытная деталь с фото это внешний вид привокзальной гостиничной высотки. Такой она была до последнего ремонта.
25
Снова возвращаемся в дни сегодняшние. Рыба это конечно хорошо, но именно здесь вот не стал бы я её покупать. Вокруг ведь гоняет куча машин и ничего хорошего от этого с рыбой происходить не может.
26
Серое советское здание на этом кадре очередная гостиница. На этот раз под звонким названием «Автотранспортник». Мы же в эту часть города перешли по ужасному в плане расцветки переходу, который виден справа.
27
Вид с другого ракурса на вокзал и автовокзал.
28
Заброшенная гостиница, которая уже мелькала в предыдущих постах вблизи, кстати, не смотрится такой уж высокой.
29
Ну а наш путь лежит дальше. К высоткам под названием «Olymp-towers» и идущей за ними улицей Горького.
30
Поднявшись по лестнице, мы упёрлись вот такое чудо, и, пожалуй, сегодня тут и остановимся.
31
В следующих частях будем гулять уже в самой оживленной части города. Горького, Пушкинская и прочие прилегающие красоты. Ну а на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.