1. Прошлое интервью мы с тобой делали почти четыре года назад. На тот момент группа в контакте, посвящённая твоему творчеству, была, прямо скажем, не самой густонаселённой. Сейчас там больше 12 тысяч подписчиков. Твой проект растёкся по всяким пабликам и, в общем-то, определённую известность ты обрела. Как это повлияло на твою жизнь? Стало ли отнимать много времени?
Теперь я могу этим выё**ваться. Больше, наверно, никак не повлияло. Шучу. Конечно, да, это стало отнимать много времени. Раньше я комикс на коленке за десять минут рисовала, сейчас целый день могу сидеть. Осваиваю акварель, она прямо хорошо заходит под некоторые задачи. Много поняла про краудфандинг, могу прям консультантом быть, как сделать проект, который сработает. Пришлось освоить фотошоп и люстру на уровне, достаточном для подготовки качественных файлов. Сделала чёртову кучу неудачных попыток печати, пока не нашла действительно крутую типографию и нормальных исполнителей для мерча типа футболок с картинкой. Ощутила некоторую поддержку от мира. В том числе финансовую, вот у меня уже полгода есть Patreon, но, правда, я не понимаю пока, возможно ли жить только за счёт него. Пока что не получается. Я очень благодарна всем, кто меня поддерживает, особенно вот в это время, когда всё, что казалось таким стабильным, рассыпалось пылью. А по-настоящему я знаешь когда офигела? Когда меня абсолютно незнакомый человек на улице узнал, вернее, в кафе. Узнал именно как автора Космоножки, просто по фоткам вконтакте. И я такая: опппа, вот она, слава, лол! Забавно было. Но больше такого не было, ну и хорошо.
2. Поскольку я имею небольшое представление о социальных сетях, то не могу не спросить про разочарование от подписчиков. Докучают ли тебе сумасшедшие? И как часто? Или же к тебе приходят исключительно адекватные люди?
Чтобы было разочарование, нужно, чтобы сначала было очарование, а у меня как-то иллюзий не было на этот счёт. Разумеется, бывает. Причём, знаешь, волнами обычно, может, от сезона зависит, обострение какое-то случается, что ли. Перебанишь их всех и становится чище на какое-то время, потом опять. Вообще-то я легко баню, думаю, и невинных немало у меня в бан отправилось, просто потому, что тон разговора бесил, не в то настроение попал или триггернуло чего-то. А чаще вот как бывает: нарисую комикс, выложу, его растащат по всяким пабликам, а уже потом из этих пабликов приходят и давай мне совать за воротник. Ожидаемо, но несколько утомительно. В последний раз, кажется, меня радфемки полоскали, причём я когда рисую, обычно примерно представляю, кому чего может воспламенить, и про комикс «мне нужна жена» думала, что вот, наверно, отбитые радфемки сейчас на него прибегут, поскольку у них с чувством юмора обычно не очень. А они почему-то на другой комикс прибежали, там, где вообще ничего такого не предполагалось, я имею в виду тот, где Космоножка стесняется сесть рядом с понравившимся парнем в транспорте и садится рядом с рандомным человеком. Ну и вот, в этом рандомном человеке увидели оскорбление старух, хотя там ничего такого и в помине не было, это даже и не старуха, просто нейтральная российская пенсионерка, и там она присутствует только потому, что в любом автобусе такая есть - в общем, натянули сову на глобус, и понеслось. И там у себя мне кости перемыли, и особо отбитые в личку писали, пришлось банить. Штош, издержки, так сказать. Бывает.
3. Насколько я понимаю, жить заработком со своего творчества - занятие проблематичное. Я помню, что в прошлый раз ты сказала красивую фразу - недопустимо продавать душу. Размещение рекламы у себя ты считаешь продажей души? И вообще интересно, поступали ли предложения по размещению рекламы?
Ну конечно, поступают иногда. Не размещаю принципиально. У меня на этот счёт есть некоторый внутренний кодекс чести, который, наверное, по меркам этого мира устарел и позволит мне однажды красиво умереть с голоду, но уж никак не заработать. Во-первых, я считаю, что в мире и так СЛИШКОМ много рекламы, вот просто овердохрена её, она мне мешает, она раздражает, и если я хочу сделать мир немножко лучше (а я хочу), я не могу сделать так, чтобы рекламы было меньше, но я могу пока что хотя бы у себя в паблике сохранить территорию чистоты. А во-вторых, для меня очень многое значит моё честное имя. Если уж я что-то рекомендую, то это значит, что я своим честным именем отвечаю, что это - хорошо. Что мне не стыдно будет посмотреть людям в глаза после этих рекомендаций. Вот я «Неизвестную Россию» рекомендовала, рисовала для них открытки, рассказывала про стратегическую сессию, которую придумала Маша Долинова - но это люди, которых я знаю лично, я знаю, чем они занимаются, они классные, мне действительно хочется про них всем рассказать.
Кстати, вполне могу допустить такой формат: меня, например, зовут на недельку в какой-нибудь отель на берегу моря или там в тур по реке на теплоходике, а я каждый день оттуда что-то рисую про происходящее, зарисовки всякие, и пишу, что, мол, спонсор этого комикса такая-то фирма, тут прикольно, приезжайте. То есть я сама попробовала и могу поручиться. Но вот в такое меня пока не зовут. А жаль. Я бы поехала. Но, честно говоря, не очень представляю себе такого смелого заказчика. Я же панк, я же буду рисовать как я вижу. А им наверняка надо будет красивенько. Я неформат со всех сторон.
4. С твоей ипостасью, выраженной в Космоножке, определённая ясность есть. Всё, что ты считаешь нужным, публика видит. Но пишешь ли ты картины сегодня? И много ли новых появилось за эти прошедшие 4 года с прошлой беседы? (Возможно, ты и выкладывала их, но я пропустил)
Нет, не пишу. К большому сожалению. Я бы хотела. Не получается как-то.
5. Мне по-прежнему не даёт покоя отсутствие Космоножки в виде мультфильма. Тем более «YouTube» штука популярная сейчас как никогда. За прошедшее время не удалось ли тебе пересечься с кем-то из тех людей, которые занимаются мультипликацией? И был бы тебе самой как автору интересен проект, где Космоножка перейдёт из мира комиксов в мир мультиков?
Мне было бы интересно, да. Но я сейчас смотрю, сколько времени и сил нужно, чтобы сделать хорошо даже что-то совсем простое - ну там, календарь выпустить или карты. Вот у меня внутренний ресурс на всё это в минус уходит, не могу, не тяну я всё это. Поэтому на мультипликацию я даже не замахиваюсь сейчас, я не представляю даже, какая это огромная работа и кто может этим заниматься добровольно. Нанять кого-то я всё равно не могу, а рисовать бесплатно - это я не знаю, каким фанатиком надо быть. Даже если кто-то согласится, то просто сесть и организовать всё это я чисто физически не смогу.
6. Если сравнивать (хотя это дело и дурное, но так будет понятнее о чём я) Космоножку с Масяней, то у меня складывается ощущение, что Космоножка всё так же молода в сюжетах. Она не обзавелась условным мужем, орущими детьми и прочими атрибутами семейной жизни. Это делается сознательно или нет?
Не люблю это сравнение. Но ладно. Комиксы и картинки про Космоножку не имеют общего сюжета и чёткого хронологического порядка, они не очень между собой взаимосвязаны, это просто случайные зарисовки и истории, и уж тем более это не хроники моей жизни - у неё своя жизнь, собирательная. Я иногда дарю ей какие-то штуки из своей жизни - факты, цитаты, места обитания, впечатления, но не более того. Как классический трикстер, она вряд ли обзаведётся когда-нибудь семьёй. Думаю, ей оно просто не надо. Но я не могу ничего утверждать наверняка.
Вообще-то у меня есть задумка на полноценную книжку - с хронологией, со сквозным сюжетом - где она снимает квартиру с двумя чуваками и что из этого выходит. Внутри себя я всю эту книгу целиком вижу, и персонажи, и сюжет, и всё. Но вот когда её рисовать? Я иногда представляю, как прилетает волшебник в голубом вертолёте и такой: вот тебе, Ланочка, эскимо, а вот тебе денег, чтобы ты могла на целый год снять отдельную хату, где тебе никто не будет мешать, вот на психотерапию тебе ещё, чтобы твоя жизнь перестала быть средоточием тревоги и ужаса, и можешь не думать больше о том, как прокормиться, беру на себя все твои расходы, заботы и домашнее хозяйство, только рисуй. Вот тогда была бы и книжка, и мультфильм наверняка, и книга из уже нарисованных комиксов, и чего только не. Но пока что никто не прилетел, поэтому делаю ровно свой максимум из того, что есть, а это, видит боженька, не очень-то много.
7. Поговорим о тебе самой. Ты стала меньшей трусихой за эти годы или нет? И что тебя сегодня больше всего может напугать?
С чего бы мне стать меньшей трусихой? Нет, конечно, по-прежнему всего боюсь. Теперь даже, наверно, больше вещей, которых боюсь. Например, боюсь, что меня привлекут за оскорбление чьих-то чувств и так далее, потому что под это вообще абсолютно любую картинку притянуть можно; что подкинут что-нибудь и попытаются посадить ни за что, как Голунова; что привлекут за рисование «порнографии», как Юлию Цветкову, у которой тоже не было никакой порнографии в рисунках; что попытаются посадить за мемы, как Мотузную... ну вот это всё, понимаешь? Боюсь боли и унижений. Боюсь нищеты. Боюсь сойти с ума. Боюсь, что не успею отсюда уехать. Боюсь, что эта дикая оруэлловщина, которая сейчас со всех сторон, она меня и дорогих мне существ сожрёт, и ни за что, просто потому что. Запрещаю себе об этом думать, а то свихнусь. А почему ты уже второй раз именно про страхи спрашиваешь?
8. Любопытно, как именно ты творишь. То есть сам процесс. Отвлекают ли тебя посторонние шумы, нужен ли фон в виде музыки? Можешь ли ты рисовать в транспорте или предпочитаешь работать исключительно дома?
Не знаю, как люди рисуют в транспорте. Там же трясётся всё, и вдобавок кто-нибудь обязательно сунет тебе в альбом свой нос любопытный. Хотя я, например, рисовала зарисовки на пароме Таллин-Хельсинки, но там все просто вповалку валялись на полу и спали, там никому дела не было, что я рисую, а заняться там всё равно больше нечем.
Рисую дома. У меня маленький стол рядом с кроватью, мне катастрофически не хватает места и уединения, мы втроём в однушке живём. Хочу личный кабинет и запираться там. Но что есть, то есть. Вот за столом в свободную минуту располагаюсь и рисую. Мне очень важно, чтобы материалы были хорошие, не обязательно дорогие, но подходящие для меня, чтобы карандаш или кисточка ощущались как продолжение тела.
Шумы отвлекают ужасно. Но, блин, у меня в доме ребёнок, тут редко бывает тихо. Идеальное время - ночь, но, к сожалению, для этого приходится приносить в жертву сон и выглядеть наутро как рыба-капля. Музыку да, иногда неплохо бы, был бы кабинет, я бы там поставила музыкальный центр и наслаждалась. Сейчас иногда включаю песенки с телефона. Жалкая замена. Но это я могу и без музыки.
9. Кстати о музыке, какая современная музыка тебе кажется привлекательной? И кого ты включаешь на протяжении многих лет, и он не надоел с годами?
Господи, ну Летов, конечно. Знаешь, мне тут на днях один чувак с работы задал буквально тот же вопрос: какую музыку ты любишь? Я сказала про ГО, а он такой: что? до сих пор? когда есть столько всего нового? Я потом целый день думала: может, это правда не очень нормально? Но нет, для меня нормально. «Гражданская Оборона» - она как в подростковье мне попала сразу в кровь, так, думаю, стала частью меня, и никуда уже из меня не денется. Даже включать не надо, само в голове играет. Никто с тех пор не сказал именно вот то и вот так, как это сделал Летов, на понятном мне языке. Хотя наверняка много, много хорошего с тех пор появилось. Какие-то вещи мне нравятся, какие-то остаются надолго, а вот так, чтобы зацепило по-настоящему сильно, такого не так уж много. Dead Can Dance один альбом тоже лет двадцать уже люблю…
Современная - блин… я не так уж много слышала, честно говоря. Вообще-то мне, наверно, стыдно должно быть за это. Но сейчас много, слишком много всего, я просто физически не могу слушать всё, что приносит волнами, фильтровать, искать своё. Я очень медленно обрабатываю входящую информацию. Иногда твиттером приносит что-нибудь… Лизу Монеточку уважаю, хорошая девка. Я такая пост-пост, я такая мета-мета. Noize MC местами понравился. Музыка этой весны - Little Big, отличные панки, отличные клипы, каждый как небольшое кино (при том, что я вообще недолюбливаю смотреть клипы). Музыка этого лета - Lovozero, все эти заговоры и обереги, магические песенки, и ещё Синекдоха Монток, песня «Яблочко» пришлась очень, очень в резонанс с происходящим внутри меня. «Старое дерево желает удачи, дерево знает - упаду ничком… мне так легко умирать не-сейчас, что я милой полезу за яблочком». Хорошо, очень хорошо, так и должно быть.
10. Успеваешь ли ты сегодня читать? И какую книгу из последних прочитанных ты бы выделила?
Что-то успеваю, но опять же, я очень медленная, поэтому я не тот человек, что кидается читать все книжные новинки. Недавно вот прочитала «Чудовище и чудовища», но не потому, что люблю фэнтези для подростков, это не моё, а просто подписана на автора в телеге, и хотелось лучше понимать её. На днях перечитывала «Буратино» (с Донькой вместе), очень забавно читать его, помня при этом «Пиноккио», наблюдать, как автор пытается сгладить всю эту нравоучительную жесть. Видно много такого, чего не замечаешь, когда читаешь в детстве: Мальвина живёт в кукольном домике и питается краденым (ворует не сама, звери для неё стараются), гусеницы для неё выдавливают из себя пасту для чистки зубов (сразу представился Бэар Гриллс в самые тошнотворные моменты своих серий), черепаха Тортила буднично рассказывает, как она помогла какому-то человеку, а он сделал из её бабушки и дедушки гребешки. Сейчас вот перечитываю Чехова, просто люблю его. Хочу прочитать (но пока не могу): «Дом, в котором», книгу с черновиками Булгакова, где опубликованы не вошедшие в конечную версию отрывки из «Мастера и Маргариты», и перечитать Библию - не потому, что вся такая набожная, а для общего развития.
11. Что такое в твоём представлении андеграунд?
Ух, ну и вопросик. Андеграунд, подполье, да? Не знаю. Раньше с этим проще было: вот есть радио и клубы, всё, что неформат - это андеграунд. А сейчас всё, что неформат, называет себя, например, инди-роком, создаёт себе группу вконтактике, и там его находят слушатели. Например. Честно говоря, это ужасно сложный вопрос, я обдумывала его всё это время и так и не пришла к однозначному ответу.
12. Что бы ты посоветовала самой себе 10 лет назад и что бы спросила у самой себя через 15.
Десять лет назад был июнь 2010 года. Если бы я попала туда, в июнь 2010, я бы сказала себе: немедленно сними где-нибудь в Сибири хату на два месяца и поживи там, в июле здесь начнётся ад, а ты живёшь на востоке Подмосковья, в самой середине будущих торфяных пожаров. Если останешься, получишь уникальный опыт, но это не пройдёт без последствий для твоего здоровья.
А через 15… спрошу, как она поступила в моей ситуации сейчас и к чему это её привело. Что ещё можно спросить у себя через пятнадцать лет?
На вопросы отвечала Лана Бутенко. Предыдущий диалог с ней можно прочесть
здесь. А
тут находится сообщество, посвящённое её творчеству. Рекомендую подписаться.