Ну что ж. Уже неделю живёт дочь на этой планете. Это очень всё интересно. Я, оказывается, совсем забыл, какие дети бывают маленькие. Насколько у них крошечные руки, ноги, пальцы. Вроде забыл, но тут же вспомнил. Вчера она держала меня за руку, и подошёл её брат. Подставил свою руку. Мы сравнили. Его рука уже ближе к моей. Нет, конечно, до моих длинных и загребущих пальцев ему еще далеко, но еще дальше от него те дни, когда его пальцы были крошечными. Когда пальцы повиновались хватательному инстинкту. Сейчас-то уже всё осознано делается. Он умеет печатать на клавиатуре, да, с кем-то общается через интернет. Я не запрещаю. Более того считаю это абсолютно нормальным. Он новое поколение. Я могу только как-то направить его, подсказать, но заставлять проживать свою же жизнь я не имею никакого права. В том смысле, что в моём детстве были другие ценности. Ему это, на мой взгляд, не нужно. У них свой новый мир. Пытаться вписать туда мой опыт занятие бесполезное и вредное.
В прошлом году, когда мы ездили в Орёл мой младший брат скачал игр, в которые играли мы. Восемь бит. Шестнадцать бит. Где-то нарыл джойстик. Сын привык к клавиатуре. Джойстик для него чужеродная забава. Но играл с интересом. Еще он неоднократно играл обычными солдатиками, которые достались моему брату в наследство от меня. Их много. Целый рюкзак. Там и советские и солдатики из 90-х. Хорошие, пластиковые. Разные. Настоящая армия. Когда-то их было около пяти сотен. Сейчас конечно уже меньше, но всё равно еще много. Сын их помнит. Хотя дома в солдатиков он не любит играть. Предпочитает конструктор «Лего». Как только я это заметил, так с тех пор и осознал, что мы разные. И мои интересы навязывать сыну не надо. Он мир видит иначе. Это нормально. Важно это суметь принять.
Глядя на своих детей я очень чутко понимаю, что время идёт. Оно беспощадно и неумолимо. Когда у меня не было детей, я об этом особо не задумывался. А теперь наглядно вижу, что раз они растут, то значит, расту и я. Сегодня мне очень нравится мой возраст. Я всё еще молод, но уже опытен. Безрассудство сменилось осторожностью. Над какими-то вещами я стал задумываться больше, какие-то вещи как шелуха слетели. Время как ветер разметало всё ненужное. И остался только путь вперед.
Еще перебирал свои путешествия на днях. Так вышло, что они у меня почти все семейные. Я не веду речь о поездках в Москву. Москва это не путешествие. С ней связано очень многое. Орёл, Москва и Балтийск. Это вот три города, которые через всю мою жизнь идут. Там может что-то появиться еще, но эти уже не уберешь оттуда. Это важные места для меня. И естественно я не могу эти места воспринимать как места для туризма. Так вот о туризме. Очень правильно, что у меня сейчас с ним пауза. Я отчетливо помню, как в 2014 году ходил измотанный по Воронежу. Помню, как равнодушно взирал на Бишкек. Я тогда устал. Поездки приелись. Я насытился. Сейчас я проголодался. Это очень хорошо. Это значит, что когда я куда-то поеду, то буду ходить и удивляться. Способность удивляться очень нужная. Когда равнодушно смотришь на какой-то город, то в итоге теряется вообще ощущение необходимости того, что ты туда прибыл.
Есть, конечно, в планах в этом году добраться до Орла. А оттуда сгонять в Липецк и Калугу. Ну, или еще куда-нибудь поблизости. С другой стороны тут же встаёт логичный вопрос. В одиночестве? А с кем я разделю воспоминания о поездке? Сейчас иногда сидим с женой, и смотрю я, к примеру, производителя чего-то. О! Да это ж Брянск. Мы там были. Тула? Ой, гуляли же там. Или нет-нет, да всплывёт в разговоре Пермь или Екатеринбург или Баку. Самара, это прекрасное слово. Сызрань? Великолепно. Казань, Нижний Новгород. Еще вот города, куда хочется однажды вернуться. И я вернусь. Очень ясно и четко это понимаю. Это очень важные такие названия и воспоминания. Это наш общий семейный опыт. Надо вот объяснить что-то сыну и тут же пример. Эскалатор? Так ты ж в Москве катался на них. Метро? Я знаю, что это такое - это он уже сам отвечает. Чак-чак? Ты ел его по дороге из Казани. У нас огромный опыт каких-то совместных поездок. И ключевое слово здесь не «поездок», а «совместных». Семья это быть вместе. Это охренительно важно иметь один общий опыт на всех. Вместе быть в кафе, вместе вечером есть мороженое или сухарики. Совместный ужин за столом. Шашлык на природе. Всё это нужно делать вместе.
А еще я думаю, что вечером надо будет купать дочку. Она так внимательно и чутко на всё реагирует. Это круто. Мне стоит у неё научиться вновь этой внимательности. Она постигает мир. Познаёт его. На ощупь и на запах. Слегка насторожено, но точно внимательно. Надо не забывать быть таким же. Не только мы учим чему-то детей. Мы можем и сами чему-то учиться у них. Мне кажется, дети делают нас лучше. Легче и одновременно увесистее. И рождение второго ребенка воспринимаешь не так как первого. Дело не в любви или там впечатлительности. Дело в опыте, который дал первый ребенок. Со вторым реально проще. Намного. Хотя и тут есть нюанс. Необходимо не забыть о старшем. Как я рассуждал выше всё надо делать вместе. И старший сын просто обязан быть вовлечён в процесс. Вот.