1
Любой город открывается перед туристом постепенно. Многие любят сразу по приезду бежать в знаковые места и фотографироваться на фоне основных достопримечательностей. Пожалуй, это правильный способ осмотра города, но тут вопрос в том, кто и что хочет увидеть. Я не ищу каких-то эксклюзивных мест, но кроме основных центральных улиц мне всегда хочется побродить на окраинах. В Самаре так сложилось, что на окраине города мы почти не были, но помогавшие нам местные ребята проложили маршрут, так что бы оказаться не сразу в центре, а выйти туда постепенно. Не знаю, специально было так сделано или нет, но результат мне понравился. Свернув от холодной набережной в прилегающие улицы, мы прогулялись где-то в районе улицы Молодогвардейской.
2
Там обнаружили среди конструктивисткой застройки здание аэрокосмического ВУЗа. Кроме своей основной функции ВУЗ известен тем, что в нем учился гражданин Грушин. Имени, которого сейчас существует фестиваль. Я не любитель так называемой авторской песни. Потому этот фестиваль прошел как-то мимо меня. Про обучение Грушина на стене ВУЗа висит соответствующая табличка. Вообще всяческих табличек в Самаре много и попадаются они очень часто. Стену ВУЗа с Грушиным делит и другой видный представитель эпохи. Такое вот сочетание.
3
4
5
6
Этот район Самары выглядит как-то примерно так. Новострой соседствует с дореволюционными зданиями и советской застройкой. Довольно пестрая картина получается в итоге. Советские домики здесь представлены не скучными хрущевками, а их довоенными предшественниками от конструктивизма.
7
8
9
Особенно там хорош перекресток улиц Ульяновской и Галактионовской. Единственное, что раздражает лично меня, так это застекленные в разнобой балконы. Я не против застекления. Это действительно удобное и необходимое изобретение, но должна, же быть какая-то общая согласованная симметрия.
10
11
С перекрестка мы свернули на Галактионовскую и пошли в сторону площади Куйбышева.
12
Плотная смешанная застройка разных эпох добавляет своего колорита Самаре. Не скажу, что я в восторге от новостроев натыканных повсюду, но все лучше, чем обшарпанные старые домики, за которыми надо следить. Вообще Самару считают довольно грязным городом за счет общей неухоженности, обшарпанных домиков действительно там много. Особенно в сравнении с соседними Ульяновском и Сызранью. Удивительно, но самый центр, представляющий наибольший интерес, так вообще местами в страшном состоянии, но туда мы дойдем чуть позже.
13
14
15
16
Иногда попадается и вот такое. Специально не выискивал ничего. Просто стоят такие домики вдоль дороги. Меня привлекают умирающие здания, и как-нибудь я сделаю про них очередной отдельный пост. До этого география развалюх была исключительно в пределах Калининградской области, теперь же вот пополнил коллекцию руин за её пределами. Если интересно, то вот
тут есть пара сборных постов про руины.
17
Ну а дальше мы вышли к дуэту позднесоветского архитектурного искусства и дореволюционного. Не догадался сфотографировать табличку на красном здании. Что это такое сейчас?
18
19
Когда мы уезжали в Поволжье то коллеги по работе все в один голос спрашивали, заеду ли я в Куйбышев? Какой такой Куйбышев? Почему Куйбышев? Ведь на карте Самара давно уже переименована. Видимо у старшего поколения навсегда отложились прежние советские названия. Исходя из названия, градостроители создали уникальную площадь, увенчанную монументальным зданием театра оперы и балета. Пожалуй, это одно из самых сильных мест в Самаре. И именно на площадь имени себя самого взирает Куйбышев.
20
Если внимательно посмотреть на биографию пламенного революционера то окажется, что кроме революционной деятельности был он еще и большим любителем путешествий за казенный счет. Родился Валериан Владимирович в Омске, учился в Питере, там же и начал путь скитальца по тюрьмам. Знаменитые «Кресты», дальше Томск, Тамбов, бегство и агитация в Вологде и Харькове, снова аресты. В 17 году февральская революция реабилитировала товарища. Так он оказался в Самаре. Был комиссаром, прикладывал руки к Госплану и всячески поддерживал отца народов. В 1935 году внезапно умер. Что характерно через два года после его смерти были расстреляны родной брат и первая жена. В стране как раз шел 1937 год, а Самара уже как два года носила фамилию Куйбышева…
21
22
23
Монументальное здание театра оперы и балета украшено в духе того времени. Статуи, символики, колонны. Все как надо. Весь этот величественный сталинский ампир у меня вызывает ассоциации с древним Римом. Хотя думаю не только у меня. Великие империи, сгнившие от своих собственных пороков. В декоре есть и пропаганда. Куда ж без неё в то время? Сильный рабочий не гнушается почитать книгу, а спортсменка комсомолка поиграть с мячом. Здоровый образ жизни и культурное развитие в почете. Сам же Куйбышев величаво смотрит в сторону соседней площади. Хотя отсюда она еще не видна.
24
25
Посмотрев в сторону, откуда пришли, мы отправились дальше. Точнее смотрел я через объектив. Вообще, когда в компании есть человек с фотоаппаратом он неизбежно находится в роли догоняющего. Большую часть Самары я постоянно где-то останавливался и что-то разглядывал. Нет, я не ценитель искусства и не эстет. Скорее наоборот, но в незнакомом городе мне почему-то становится интересно абсолютно всё.
26
Улица Шостаковича, ведущая к памятнику Василий Ивановичу, украшена занятным барельефом. Всадники как раз скачут в сторону героя анекдотов. Ниже по улице есть несколько конструктивистских зданий.
27
28
29
И вот он сам Чапаев на фоне театра драмы.
30
Если с Куйбышевым все понятно, то вот какое отношение Чапаев имел к Самаре, осталось для меня загадкой. Родился он недалеко от Чебоксар, какое-то время проживал в Самарской губернии, но не в самой Самаре, умер опять же, не здесь. Фигура одиозная и распиаренная донельзя. Фильмы, книги, анекдоты. Знаменитая сцена с картошкой. Ассоциаций с Чапаевым много, но личность все же очень спорная и неоднозначная. Тем не менее, памятник мне понравился. На мой взгляд, удачная композиция.
31
32
На той же площади сосредоточенны здания филармонии - деревянный домик и занятный новодел известный под вывеской «Муха». Если что-то путаю, поправьте.
33
34
Ну и, конечно же, театр драмы, имеющий полтора века истории за своими плечами. В общем-то площадь Чапаева ярчайший пример того как выглядит современная Самара. Это гремучая смесь наследия царской России, послереволюционной застройки и странного новодела. Если я конечно ничего не путаю на счет белого домика. Для полного счастья не хватает хрущевок и брежневок, но их в Самаре предостаточно и в других районах.
35
36
За театром стоит бюст товарища, который имеет все шансы обойти Ленина по количеству памятников. Особенно если учесть, что Владимира Ильича в последнее время чаще сносят, чем реставрируют. «Наше всё» взирает на монастырь и знаменитый пивной завод. Дело шло к вечеру и, скрипя сердце, я согласился, что самое время пойти искать гостиницу. Поэтому завод вблизи мы увидели только на следующий день.
37
38
39
Такой вот вид открывается в другую сторону от Пушкина, кстати, улица названа не просто так в честь Шостаковича. В одном из этих домов во время войны он трудился над своей симфонией. Вот только в каком? Вроде в том, где сейчас стоит наш триколор.
40
41
Там, за углом начинается улица Куйбышева. Со своими грустными двориками, огромными особняками и кирхами. Туда мы пойдем в следующей части. Как раз там сосредоточенны основные архитектурные шедевры нескольких эпох. Местами грязные, с неумытыми окнами и следами запустения. Самара включена в список городов принимающих чемпионат по футболу. Надеюсь, к нему домики отремонтируют и подкрасят. А то туристы из Еуропы будут в очередной раз строчить в интернете гневные отзывы о неумытой России. Хотя мне лично до балды кто и что скажет. Намного неприятнее, что люди живут в таких домах. Вообще про людей можно говорить бесконечно, с одной стороны ищем виноватых в лице государства, а с другой и сами хороши. Не буду вдаваться в свои размышления по этому поводу, поэтому пока всё.
42
43