Гатчина. Парк.

Nov 20, 2011 21:21

Давно хотел съездить в Гатчину, да всё никак не получалось. И вот в сентябре наконец-таки расширил свою географию Петербургских пригородов.

Гатчинский дворец, большая терраса-пристань и воды Белого озера.



3139x1000



Небольшая справка:
Гатчина расположена в 45 км к югу от Петербурга. Уже в 1499 г. в писцовой книге Вотской пятины в числе других сел упоминается село Хотчино Дягилевского погоста. В 1712 г., после окончания Северной войны и окончательного присоединения Ижорских земель к России, Петр I подарил эти земли своей сестре Наталье Алексеевне. Именно при ней началось благоустройство этого бедного финского селения. В последующие годы владельцы менялись, пока в 1765 г. Екатерина II не купила Гатчину в казну и подарила ее своему фавориту графу Григорию Орлову.
Орлов владел Гатчиной с 1766 по 1783 гг. и избрал ее для летнего своего пребывания. В эти годы по проекту архитектора А. Ринальди был сооружен дворец в виде охотничьего замка с башнями и подземным ходом. Паркостроители Д. Шапаро, Д. Буш, Д. Гэкет у подножия дворца вокруг озер разбили парк строго пейзажного стиля, украшенный обелисками и монументами в честь деяний Орловых, включив в общую панораму окружающие поместья леса. В 1783 г. Орлов умер и вся Гатчинская вотчина со всем имуществом была куплена в казну у его наследников.
В 1783 г. Екатерина II пожаловала Гатчину в собственность своему сыну - Павлу Петровичу (с 1796 г. император Павлу I). Унижаемый и нелюбимый при дворе, Павел с радостью избрал Гатчину своей постоянной резиденцией, устроив там жизнь по собственному вкусу. Хотя он и превратил Гатчину в маленькое государство с крепостями, армией и военной дисциплиной, но обладал вкусом и являлся ценителем искусства. Именно в это время дворцово-парковый ансамбль получает окончательное оформление благодаря творчеству зодчих В. Бренны, Н. Львова, А. Захарова, паркостроителей Д. Гэкета и Ф. Гельмгольца. В конце 1790-х годов был создан уникальный Приоратский дворец. В первом десятилетии XIX века в Гатчине работал А. Воронихин.
После смерти Павла I, с 1801 г., строительные работы почти прекратились и дворец пустовал, заброшенные парки постепенно дичали.
В 1828 г. Гатчина перешла к Николаю I, унаследовавшему от отца страсть к муштре и парадам. Он сделал Гатчину своей штаб-квартирой на время проведения маневров в Красном Селе. В 1844 г. производилась небольшая перестройка дворца под руководством Р. Кутлина. В 1851 г. пред дворцом был установлен памятник Павлу I работы И. Витали.
С 1881 г. во дворце жил Александр III, сделав его своей постоянной царской резиденцией.
С 1918 г. дворец и прилегающий к нему парк были превращены в музей. Во время Великой Отечественной войны гатчинские шедевры были эвакуированы в Саратов и Ленинград. Оккупанты вырубили почти весь парк, разрушали парковые сооружения и, отступая, подожгли дворец.
Гатчинский дворец восстанавливался одним из последних под Ленинградом. Основные работы были начаты только в 1970 г. В 1985 г. была открыта для посетителей 1-я очередь дворца-музея. Сейчас реставрационные работы продолжаются.

Начну в порядке своего следования по парку. Поскольку я был в Гатчине впервые, то решил обойти весь парк вокруг Белого озера, осматривая попутно местные достопримечательности. 
Погода была по большей части пасмурная и хмурая, что вполне соответствовало прогулке по ветхому и не до конца облагороженному парку, иногда начинал моросить дожик.

Карпин мост, выполненный из ротковской плиты, соединяет острова так называемого Длинного острова. Под мостом через плотину, декорированную валунами, раньше падал каскад из Карпиного пруда в Белое озеро.
Карпин пруд, наряду с прудами Ковш, Прямоугольными и другими, был вырыт в 90-х годах XVIII века.







Каскад.




Карпин пруд и дворец. Эта часть парка наиболее ухожена из всех  общедоступных территорий.










Иорданский колодец.




Уток по берегам прудов очень много.







Адмиралтейские ворота выполнены в виде триумфальной арки из пудостского известняка и являются главным входом со стороны города. Построены вероятно по проекту В. Бренна в 1795 г.




Приоратский дворец был построен в 1798 г. на берегу Черного озера по проекту Н. Львова. Одновременно началось превращение окрестных лесных угодий в художественный ландшафт - Приоратский парк. Дворец никогда не использовался по назначению и практически являлся парковым павильоном для отдыха. Он отлично сохранился в годы Великой Отечественной войны.
Данный дворец - первое землебитное здание в стране (оказавшееся единственным из-за преждевременной смерти Н. Львова), которое было задумано и создано как художественный ансамбль, воплотивший новаторские, строительные, инженерно-технические и чисто эстетические принципы архитектора.




В парке обнаружил кусты "хлопушек". Давно их не встречал.







Адмиралтейство, построенное в 1793 г., служило для хранения шлюпок, парусных судов и снастей. Рядом была устроена верфь, на которой были построены и спущены в 1797 г. на воду 8-пушечная яхта "Миролюбивая" и 16-пушечный фрегат "Эмпренабль". Всего на озере при Павле I имелось до 24 судов.
Сейчас Адмиралтейство представляет собой только колонны.




А так это выглядело раньше (до 1880 г). Отсюда.






Пруд в Ботаническом саду. Здесь проводят уроки физкультуры местные школы.



2188x900




В какой-то момент тучи и стальные облака скрылись и даже стало видно небо, правда ненадолго.







Водный лабиринт.




Водный лабиринт представляет собой архипелаг искусственно насыпанных островков в заливе Белого озера.




Смотрится очень симпатично и уютно. Лабиринт мне более всего понравился в парке.




Павильон Венеры, построенный в 1782 г., в виде выдвинутого объема расположен на углу острова Любви и с трех сторон омывается водой Белого озера. Этот павильон занимает главное место в панорамах парка словно определяя сущность образной системы паркового ансамбля. Его прообразом является аналогичное сооружение с тем же названием в парке Шантильи под Парижем.




Треугольный фронтон декорирован резной композицией, составленной атрибутами богини любви - колчаном со стрелами Амура и пылающим факелом, сплетенными ветвью. Боковые фасады отделаны трельяжной деревянной сеткой, отсюда его первоначальное название Трельяж.







Мост, соединяющий остров Любви с остальным парком.




Осень только вступала в свои права и листва окрашена в самые разные цвета.










Большая терраса (1792-95 г.) имеет высоту 4,5 м от уровня воды и 50 м в длину. На террасе были установлены балюстрада, вазы и статуи муз - "Живопись", "Скульптура", "Архитектура" и "Поэзия".







Горбатый мост соединяет части Длинного острова на Белом озере. Это единственный мост, уцелевший во время войны.




Опять утки.




Утки в парке привыкли к людям и не боятся подходить вплотную.




Портал Маска и Берёзовый домик.
Березовый дом стоит на крутом холме. Разновеликие, близкие к кубическим объемам, корпуса этого небольшого сооружения, декорированного березовыми стволами, создают живописные интересные пейзажные композиции. Березовый дом был построен первым на правом берегу еще в конце 80-х годов XVIII века, в период, кода стало модой украшать сады и парки строениями, внешне похожими на сельские хижины, но с нарядными и богато обставленными залами внутри.




В 1795 году из пудостского камня перед Березовым домиком был сложен портал Маска, закрывающий главный фасад дома.







Лодочная станция. Уже холодно и желающих покрутить педали нету.




Зверинские ворота стоят на границе Дворцового парка и Зверинца.




Большой каменный мост, точнее то, что от него осталось.




Дальние уголки парка выглядят уже не столь ухоженными, как те, что ближе к дворцу.




Каменная стена.




Сильвийские ворота, наряду с каменной стеной, сложенной К. Пластининым, отделяют Дворцовый парк от парка Сильвия. Ворота невысоки и имеют треугольный фронтон и, высеченную на замковом камне арки, маску лесного божества.




Заброшенные здания.




Сильвийские ворота и каменная стена с другой стороны.




Парк Сильвия.







Местный котофей у Фермы.







Колонна Орла. Эта колонна была создана по заказу Екатерины II в Санкт-Петербурге, в конторе строений Исаакиевского собора и была подарена Г. Орлову. Колонну венчала мраморная фигура орла. В 1850-х годах обветшавшая колонна была заменена на другую, созданную по образцу старой. На фотографиях, сделанных ещё несколько лет назад орёл на колонне есть, а куда он подевался теперь - я не знаю.




Амфитеатр (Н. Львов, 1798). Предназначен для состязаний по типу рыцарских турниров.  Представляет собой круглую арену, окруженную высоким, до трех метров, земляным одернованным валом, разделенным проездами на четыре равные части. Их торцы закреплены подпорными стенами из пудостского камня. Они обрамляют восемь каменных крутых лестниц, ведущих на гребень вала, по которому проложена дорожка. В центре каждого сектора на вершине вала стоит по каменному постаменту для скульптуры.




Лестницы на вал.










Лесная оранжерея. Оранжерея возникла еще в 1795 г., а называть ее Лесной стали только в XIX веке. Автор этого одноэтажного здания, облицованного крупными блоками пудостского камня - В. Бренна, работы осуществлялись каменных дел мастером Д. Висконти. Во время Великой Отечественной войны здание полностью сгорело и, пока, не восстановлено.




Чесменский обелиск поставлен на мысу Белого озера в память победы русского флота под Чесмой в 1770 г.




Собственный садик. Он примыкает непосредственно к дворцу со стороны арсенального каре и галереи. Вход стоит 30 р.




Сад выполнен с огибными аллеями, украшенными мраморными статуями и подпорной стеной с балюстрадой.



















Нижний Голландский сад.










Мост у площади Коннетабля.




Лестница на Каменный балкон.







Восьмигранный колодец - старый родник, заключенный в ограду в стиле барокко. Раньше из этого колодца брали воду для питья. Подойти к колодцу было нельзя - территория огорожена, снимал через забор.







Тексты взяты отсюда и отсюда.

архитектура, природа, Лен. обл., памятники

Previous post Next post
Up