Уже по названию книги видно, что читателя ожидает полноценное погружение в бред.
Банкэй Ётаку - японский деятель XVII века, посвятивший свою жизнь сначала впадению в бред, а потом пропаганде этого бреда в народе. К чести Банкэя, при жизни он запретил записывать свой бред, но у некоторых его учеников оказалась очень хорошая память (либо не очень хорошая, сейчас уже никак не проверишь), и они написали что-то вроде мемуаров о нем.
Идея Банкэя довольна проста: каждый человек при рождении получает от своей матери "нерожденное сознание будды" - абсолютно бесстрастное и всезнающее сознание, причем это сознание одно и то же для всех людей. Однако этим сознанием практически никто не пользуется, т.к. в процессе развития ребенок воспринимает от окружающих "три яда": гнев, вожделение и невежество, у него появляются мысли и иллюзии, "затмевающие" сознание будды, и в дальнейшем он живет, полностью погрузившись в эти мысли и иллюзии. Да, это похоже на фильм "Матрица", только без аццких роботов.
Однако в силах каждого человека "вернуться" в сознание будды. Вернуться в кавычках, т.к. никуда возвращаться не надо, надо просто убрать помехи. Никакого простого пути вроде красной таблетки нет, придется вручную отбрасывать из своего замутненного сознания будды гнев, желания и заблуждения. С гневом и желаниями вроде все понятно, а вот заблуждения - это, как вы понимаете, все, что расходится со словами Банкэя. Это все отбросить.
Ну а теперь разоблачение. Все доказательства существования "сознания будды", приводимые Банкэем - бред.
К примеру, он часто повторяет, что если люди, слушающие его учение, вдруг услышат на улице лай собаки или крик птицы, они сразу же его узнают, несмотря на то, что не собирались этого делать и сконцентрированы совсем на другом. Это объясняется тем, что всезнающее сознание будды сделало это за них. К сожалению, никто из критиков не догадался издать незнакомый Банкэю звук и спросить, распознало ли его банкэевское нерожденное сознание будды. Или же кто-то догадался, но его побили и выгнали из монастыря, а ученики, конечно же, не написали об этом в мемуарах.
Весьма странен также приводимый пример того, что и добродетельные, и злодейские личности обладают сознанием будды: если один злодей и один добродетельный человек идут вместе из одного места в другое и разговаривают, говорит Банкэй, они идут совершенно одинаково: одинаково переставляют ноги, перепрыгивают через ямы на дороге и т.п. Это потому что обоих ведет сознание будды. Думаю, уже студенты первого курса психфака могут квалифицированно размазать Банкэя по стенке, я же как неспециалист могу только заметить, что ходьба - это приобретаемый навык. Попробуйте заставить новорожденного ходить, и вам все будет ясно по поводу его "сознания будды". О том, что у разных людей и походка, и методы преодоления препятствий отличаются, Банкэй тоже, видимо, не подозревал.
Короче, мне даже немного стыдно заочно тыкать мастера дзен носом в его ошибки, все-таки человек в семнадцатом веке жил и не имел всеобщего бесплатного образования. Учение Банкэя - невежественная белиберда и более того, вредная. Чего стоит, например, следующее высказывание: "Как только человек полюбит или возненавидит что-то или захочет чего-то достичь, он покидает сознание будды". Я понимаю, конечно, что я человек европейской цивилизации и зациклен на прогрессе, но после этой фразы мне кажется, что лучший материал для будд - это нарики под кайфом.
Итог: напечатанные книги про Банкэя следует сжечь, сайты, содержащие его тексты - внести в список Роскомнадзора, а людей, предлагающих их в рулетке - посадить на кол. Неплохо было также, если бы РМ запретил выдавать ни в чем не повинным людям религиозные книги. Иначе, сами понимаете, Ветхий Завет, Книга мертвых, Рамаяна и другие сборники словесного поноса ждут участников
брулетки.