"
Міхай Зічі. Угорський маляр. Під враженнями від його картини Ліст написав свою 13-ту симфонічну поему "Від Колиски до Могили". Ну і про мого головного чоловіка на даний момент (Апухтінське "День ли царит, тишина ли ночная..." дуже підходить) Ференца Ліста. Чим далі, тим сильніше хочеться з ним зустрітися. Хоча б уві сні)
Казкар Андерсен так писав про нього: «Я говорил с консервативными политиками и миролюбиво-трусливыми бюргерами. При звуках музыки Листа они готовы были выбежать на улицу и вместе с сотнями тысяч других петь «Марсельезу»… Последователи Гегеля слышат в его музыке отзвуки своей философии, гигантские волны мудрости, мчащие человечество к берегам совершенства. Поэт видит в Листе поэта, а странник - в первую очередь я сам - видит при звуках его музыки сказочный край, который он уже когда-то видел или ещё только собирается посетить».
Марі д*Агу згадує їх першу зустріч: «Высокий, худощавый, бледное лицо, большие, цвета морской волны зелёные глаза, которые внезапно вспыхивали, словно луч солнца пробегал по волнам; страдальческие и в то же время властные черты лица, неровная походка, ибо он скорее скользил, чем шагал; рассеянное, беспокойное выражение лица, как у призрака, которого каждое мгновение могут позвать обратно силы тьмы… Говорил он быстро и горячо, со страстью развивал свои идеи и высказывал суждения, которые мне казались странными, ибо не совпадали в привычными мне повседневными взглядами».
Цікаво те, що
В одном из писем к музыкальному педагогу, немецкой писательнице (автору биографии Листа) Лине Раманн от 30 авг. 1884 года (за два года до смерти) композитор представил свою жизнь («мой незначительный жизненный опыт в игре и писании нот», как он скромно выражался) в виде пяти актов - наподобие классической трагедии.
1-й акт. (1811- 1827) «Детские годы до смерти отца моего».
(1828- 1829) Между «первым и вторым актом»: кризис переходного возраста.
2-й акт. (1830- 1837) «Учение ощупью и работа в Париже, в Женеве и Италии, до моего вторичного выступления в Вене, успех которого определил мою дальнейшую карьеру виртуоза».
3-й акт. (1838- 1847) «Концертные турне: Париж, Лондон, Берлин, Петербург и т.д.; фантазии, транскрипции, шумная жизнь».
4-й акт. (1848- 1860) «Напряжённые раздумья и работа в Веймаре»
5-й акт. (1861- 1886) «Последовательное и настойчивое продолжение и завершение моей работы в Риме, Пеште и Веймаре с 1861 до…»
___________________________________________________
цікаво, що - жодної згадки про жінок, хоча в його житті їх було багато, і дві з них мали на нього неабиякий вплив. але визначальними віхами, за його мірками, вони не стали...
а в мене якраз є люди- віхи: подруга, два друга (я в них потаємно була закохана:)) і два Вчителі.