За полгода работы, изучая Притцкеровских лауреатов сделала огромное количество открытий про архитектуру вообще. Мне очень хочется ими делиться, в самом курсе я попыталась сохранить некую нейтральность - не сильно навешивать моё мнение. Да и открытия у меня общие - о тенденциях, о возможностях, о том, что происходило в архитектуре. Не всё я доформулировала, но я уже внутренне окупила эту работу - я поняла и нашла для себя новое для своего собственного развития как лектора и архитектора.
Какие это открытия? Ну, например, я обнаружила, что в современной архитектуре есть действительно шедевры, о которых я раньше не знала. Да - так чтобы сказать «шедевр и гениально» - этого мало - но есть довольно много «очень классно, очень интересно, но надо же как он додумался, вау - прям достойно, о - классная штука - жаль не знала раньше - добавлю в лекцию про…и я довольно бодро оживляю лекции и экскусии цитатами из лауреатов или фактами из их жизней.
Я обнаружила, что довольно часто стиль архитектора менялся со временем так, что молодые проекты Притцкеровских лауреатов из 60-ххх и проекты 90-хх гораздо больше похожи друг на друга, чем на стиль архитектора. А из этого следует, что тенденции и мода перевешивают личностные характеристики только так. Буквально единицы сумели взять свою фишку, своё какое то виденье и протащить его через всю жизнь. Отсюда же следует и то, что деления на стили в конце XX века работают очень условно, если архитектор меняет 3-4 стиля за свою жизнь - то в исторической перспективе это всё сольется в нечто одно общее.
Я открыла для себя Америку. Прям буквально. Увы - я не была, не доехала, и конечно имела некое представление об американской архитектуре (особенно первой половины XX века, начиная с Салливена) - но меня поразила Америка после второй мировой войны. Огромными размахами, огромной технологической базой, поддержкой искусствам и архитектуре в частности на каком-то гигантском уровне. Я наконец-то словила вот это чувство «маленькая старушка Европа» - о котором читала в книгах и слушала в рассказах друзей.
Я копнула какой-то огромный пласт информации - и видите как - даже сама в нем немного тону. Но мне удалось всплывать и делать небольшие видео про каждого лауреата - вычленять самое важное - и надеюсь что это с одной стороны - четко и несложно - без вот этих всех глубин, но с другой - и для вас будет выходом на новый уровень понимания архитектуры - если захотите.
Поразило огромное количество музеев в Америке. Знаете - я вот работала в области охраны памятников и их приспособления. Это огромная проблема - музеефикация всего этого наследия. Это бесконечные компромиссы - и отданные на частичную реконструкцию памятники только ради того, чтобы у них был хозяин, и экспозиции музеев, которые пытаются приспособится к зданиям, которые им достались и т.д и т.п. То есть множество исторических зданий у которых даже шанса нет стать музеями - потому что не надо столько музеев. Можно вспомнить наш GARAGE - сделанный Колхасом - это возможность спасти здание 1960-хх годов - хоть как то зафиксировать историю, можно поговорить про реконструкцию зданий вокруг Пушкинского музея под экспозицию и коллекции - и сколько компромиссов между историей, архитектурой, красотой и удобством там (кстати - это частично входит в мою экскурсию по району Кропоткинской - про реставрацию - приходите весной! ).
Так вот - меня поразило огромное количество современных музеев в Америке. То есть зданий, которые специально построены под те или иные коллекции. Музейные центры, выставочные залы, музеи античности, музеи современного искусства - если только заняться музеями - там можно всю жизнь положить. То есть да - частично это потому что нет такого количества исторических зданий, которые кроме как под музей всё равно не приспособить - как в Европе. Но лишь частично. Потому что это огромные комплексы - и их много - сотни. И они все очень разные - потому что они не привязаны к нашим дворцовым анфиладным планировкам - они могут быть любые по режиссуре пространства. (хотя, кстати, анфиладных там тоже море, что даже немного жаль - оставьте анфилады дворцам - придумываете своё!).
И да - это не только про Америку - и в Азии полно всяких современных музеев, я просто уже закрываю глаза и думаю - ладно - в эту тему глубоко не полезу, нельзя объять необъятное.
Фото - Музей Эмерсона - Йо Минг Гея (лауреат Притцкеровской премии 1983 года - и мой любимчик)
Про курс -
https://t.me/soul_of_house/2714 Расширенно на сайте -
http://agolovina.ru/2024/01/13/pritzker-xx-2/ - но сегодня он лежит