Я тут постоянно триггерюсь о мысль, что дорический ордер - «мужской», ионический «женский», коринфский «девичий» - типа близкие пропорции и общее ощущение. Причем триггерюсь и как архитектор, и как человек.
Не - в принципе удобно к этому привязываться и детям объяснять. Поэтому у нас все кто прошел художку или любые лекции по истории искусства (хоть одну экскурсию в Пушкинский), знают это как отче наш.
Но БЕСИТ. Потому что если мы посмотрим на колонны - то никакого отношения к пропорциям реальных человеческих тел они не имеют. Ну да - очень условно можно представить, что это фигура в одеждах (со складками), с головой (капителью) и… ну и всё. Ну нагрузку нам тоже проще держать вертикальную , всякие девушки с кувшинами и мужики со штангами вспоминаются. То есть аналогии можно провести, конечно. Но очень примерно, с некой абстрактной человеческой фигурой - без этого - гендерного и эйджистского.
Я решила бороться с этим стереотипом. А то посмотришь на ионические колонны и понимаешь что ты не женщина, а тетка. А про коринфские вообще говорить нечего - таких пропорций девочек единицы. Не - бывают. Но единицы.
Давайте разбираться.
Вот смотрим выше картинку с Кареатидами (прикладываю не фото - а совершенно волшебную картину Поленова, но поверьте - пропорции он не наврал) . Вроде понятно - вот тетки крышу держат. Как колонны. Теперь смотрим на пропорции. Ширину этих теток к высоте.
Похоже на ионический ордер? Вообще нет. Давайте разбираться, откуда такая фигня.
Не - понятно, что это запустил еще Витрувий. Но если читать Витрувия - то он говорит что:
1. Что архитектуру надо пропорционировать, и это важно, как важны пропорции человеческого тела для скульпторов, чтобы получилось красиво. То есть - важно думать о пропорциях, но не обязательно пропорциях человеческого тела, хотя человеческое тело представляется гармоничным. С этим мы спорить не будем.
2. Изначально для колонн была взята ОДНА пропорция с человеческого тела, а именно отношение длины стопы к росту. Одна шестая от роста - для мужчины и дорического ордера и одна восьмая для ионического ордера - с пропорций женской фигуры. Всё.
ВСЁ. То есть в пропорционировании ордера имеется лишь ОДИН параметр, взятый из пропорций человека. Ширина колонны у основания к высоте. По длине ступни. Думаю понятно, насколько это слабый параметр, чтобы сделать колонну подобной человеческому телу.
Плюс к этому - в ионическом добавляется база - то есть одна восьмая высоты кажется всё таки маловатой для опоры.
Более того - эта пропорция применялась ТОЛЬКО в архаичный период. Чуть позже архитекторы решили, что не очень гармонично и УВЕЛИЧИЛИ пропорцию - взяли 7 и 9. То есть классические колонны вообще сознательно уведены от пропорций реального (даже античного) человеческого тела. То есть вот те ордера, которые на картинке - они даже этого параметра не имеют.
Ну и плюс Витрувий рассказывает легенду о происхождении капители коринфского ордера из корзинки на могиле девушки (еще раз - это а)легенда б)речь только про капитель в)слово девушка там встречается, но к пропорциям её тела это отношения не имеет).
Но этого оказалось достаточно, чтобы бесконечно начало повторяться в веках и проедало мозг.
Так что я предлагаю эту байду забыть навсегда. Вообще. Навсегда. И не использовать слова «мужское» и «женское» по отношению к ордерам. (Меня это тоже касается). Dixi.