Рубрика «Разбор работ учеников он-лайн школы» переезжает на эту площадку. Теперь у меня в учениках много подростков и взрослых, и при таких разборах вылезает много полезной информации по теме этого жж.
Мой новый (уже четвертый) он-лайн курс официально стартует 12 сентября - в четверг. В четверг я торжественно еще раз вышлю первую презентацию (которую уже все видели, да? Она в открытом доступе) всем присоединившимся и буду требовать работ.
Но первые работы к курсу ко мне уже приходят.
Я обычно не знаю, о чем буду писать по каждой теме - тему задают именно работы. И вот в этот раз у меня постоянно всплывает тема подставки и фундамента.
Забавно, что я в своем курсе практически не говорю о стереобате Греческих храмов. Буквально два кадра - только упомянуть, что он есть.
Но видимо эта тема тоже хочет быть сказанной.
Потому что стереобат - это очень большая и мощная часть Греческих храмов.
Тут еще есть некая путаница, потому что есть еще слово стилобат. Стилобат - это верхняя ступень стереобата. Но иногда (в случае, когда наросла земля, или когда эта ступень реально одна) - она может быть названа и стереобатом и стилобатом. Разница тонкая - примерно как между кронштейном и консолью. И она есть. Но по большому счету если вы не профессионал и не зануда - то можно спокойно употреблять любое слово. Стереобат поднимает храм на довольно приличную высоту (в зависимости от размера храма, конечно) - и это красиво. Мощно и величественно. Это обычно три ступени - но ступени, рассчитанные на богов.
Итак - я призываю к тому, чтобы ставить макет на подставку (конечно было бы отлично не на плоскую картонку, а на мощный стереобат. Или стилобат. Но для этого нужно раздобыть какие то пенопластовые куски… так что пусть пока будет просто картонка). И на свои мастер-классы всегда приношу каждом основу для работы. Зачем это нужно?
Это не простая тема. Ведь можно же и не ставить. Правда же можно.
1. Техническая простота и удобство: переносить с места на место, укрепить конструкцию.
Или выровнять поверхность.
Эти вопросы можно решить и без подставки. С подставкой проще - но можно и без подставки. Если архитектура в целом крепкая или переносить вы ее не собираетесь.
Вот работа Гоши (7, 5 лет). Её с места не сдвинешь. Но, откровенно говоря, тут обычной картонкой и не обойтись - всё равно не выдержит. Так что к Гоше в этом вопросе никаких претензий - из такого мощного конструктора можно и не на подставке. Тем более что как раз у Гоши появляется настоящий стереобат (или стилобат - потому что ступень одна) - поднятый фундамент - основа - площадка - нулевой цикл - на котором уже стоят стойки (это работа к теме «Стоечно-балочная конструкция»)
2. Технически подставка выполняет для макета роль фундамента для настоящей архитектуры. Теме фундамента у меня посвящено две презентации курса «Как нарисовать красивый дом» - как это бывает, как это видится, почему это важно.
Можно представить себе архитектуру, подвешенную сверху или крепящуюся боком к скале, или передвижную. и таким образом не имеющую фундамента. Но у 99,9% зданий и сооружений фундамент будет. И, как правило, мы его будем видеть в качестве цоколя, отмостки, стилобата, стереобата.
То есть - если вы не делаете подставку для макета - то это должно быть оправдано замыслом. Почему вдруг ваше здание решило не держаться за землю.
Вот работа Никиты (8,5 лет) - он сделал храм Нептуна. И сначала поставил его на простую картонку. Но сам почувствовал, что такая тоненькая картонка в качестве стереобата - несерьезно. Ну несерьезно. (мне очень ценно, когда человек сам чувствует такие вещи, можно ли им научится?...) А так как у Никиты под рукой видимо не было какого-нибудь большого, толстого куска пенопласта, например, или пеноплекса - чего то толщиной сантиметров 5, то Никита придумал храм поставить на горизонтально лежащие цилиндры. Получилось не очень устойчиво. Но зато Храм обрел основу. Причем у меня ассоциация с этими цилиндрами - надувные баллоны. И это логично - храм Нептуну (или Посейдону) -почему бы ему не плавать на огромных надувных баллонах в море. Это логично и это вполне себе вариант фундамента. И тогда понятно, почему это все не на подставке - потому что плавает.
Это уже мой домысел, но мне кажется, что в образ попало отлично. И тут можно обойтись без картонки.
3. Вопрос оформления. С подставкой - аккуратнее и четче. Это выделяет ваш замысел в нечто отдельное. Это как - можно рисовать на прямоугольном листе, а можно на оборванном кусочке. Можно. Но опять таки - или это часть замысла, или не полноценная работа, а эскиз. Можно брать круглый лист, треугольный и т.д. Но и подставку для макета тоже можно круглую вырезать, я очень одобрю.
Храм богини Радуги - Даша (15 лет). Он основательный - перенести его с места на место не проблема явно. И он вполне может обойтись без подставки. За исключением маленькой детали - крыльца. Колонны крыльца висят в пустоте, им не хватает опоры, подставки. И вот тут как раз подставку вполне можно было сделать в виде облака из листа ватмана. Ей не нужны несущие функции - ее задачей будет только ощущение законченности. Паспарту.
4. Подача - макет получает гладкий фон. При фотографировании - его детали будут видны. Можно поискать место с гладким фоном, но это часто проблема. А тут - уже есть. Макет на подставке легче красиво сфотографировать.
Вот работа (уже ко второй теме курса) от Никиты - тут без подставки и не укрепишь эти линии (это американские горки, надо объяснять отдельно о чем тут речь) - но представьте, что подставки нет. Мгновенно весь замысел потерялся бы на фоне плетенки, разноцветной скатерти и т.д. Опять таки - можно - можно сфотографировать макет без подставки на гладком фоне. Специально найти и выставить фон. Но это отдельное дело.
5. Возникновение пространства вокруг макета. То есть это такой постепенный выход на тему, что здание не существует в пустоте. Что оно часть пространства. Это как раз тема второй работы нашего курса. Но удочку эту лучше закидывать всегда.
Вот церковь Ивана (10 лет). Отличный замысел с конструктором в основе (крепко и просто) и повешенной вокруг бумаги - которую уже можно мять, изгибать, изрисовывать как хочешь. Кстати, надо додумать идею Ивана, и можно будет это превращать в отличное задание к теме Постмодерн, например…
Так вот - если бы у Ивана возник кусок картона или фанеры у основания, сразу бы возник вопрос - а где входы в церковь? Они же могут быть в самых разных местах. У них крыльца, с ним подходят дорожки. Сейчас это такая вещь в себе. Подставка сразу бы поставила новые задачи и развила бы замысел дальше.
Та же самая история с храмом огня у Гоши - Огненный цилиндр - мощный образ. Но если его поставить на какое-то основание, даже на простую картонку - то сразу оно получит пространство вокруг себя, начнет его организовывать и из несколько абстрактного образа начнет превращаться в архитектуру.
Безусловно, есть исключения правил. Например, дома в виде растений. Они всё таки не могут расти из прямоугольной серой подставки «а ля бетон» - у них должно быть или плавное расширение книзу, или подставка обыгрывающая… ну например горшок
- вот тут наверное вполне можно было поставить Храм-Кактус богини Чантико (автор Ася 11 лет) на черную круглую подставку - как бы землю. Но даже обычная подставка могла бы помочь сделать расширение книзу - например, зеленым пластилином или чем-то подобным.
А вот это история про то что «подложить любую картонку» совершенно не значит ответить на все вышеперечисленные вопросы.
То есть как бы да - основание есть. Но оно совершенно случайное. Храм Бога Путешественников - скандинавскому Мейли - храм-зонт - защита от дождя и солнца и с компасом на полу (автор Анна - мама Даши). Но храм имеет жесткий четкий план. Квадрат. Симметрия во все стороны (и снова рекомендую свою презентацию по симметрии из курса «Геометрия в архитектуре» - по ссылке её можно скачать -
http://agolovina.ru/2018/08/24/geometriya-v-arxitekture/)
А подставка - прямоугольная, случайная. И вот тут хочется добавить еще стилобат - поднять этот пол с компасом, оторвать его от земли-подставки. Ну или просто подставку обрезать до квадрата - чтобы она служила стилобатом, а не землей.
Но давайте договоримся, что все макеты будут на подставках, кроме тех случаев, когда ваш замысел требует, прям требует отсутствия подставки. Стилобаты - по возможности. А подставки - обязательно.
Повторюсь про материал - это может быть любой жесткий картон. Гофракартон, переплетный картон, пенокартон (но дорого), пенопласт (если вдруг в вашей жизни образовался плоский кусок - специально покупать его нет смысла) и т.п.
И кадр из моего архива - от моего собственного ребенка - когда он строил из конструктора на кровати и использовал в качестве фундамента книгу. Не призываю, но можно и так. Как раз отличный стилобат - толстенький.