После
поста про «накрученность» Гауди я обещала про то, чему у него можно учится. Что у него точно круто. Итак (это не полноценный обзор, конечно, а то, что для меня лежит на поверхности):
- Работа с новыми геометрическими формами. Гиперболоидами. Цилиндроидами. Параболическими арками. Новая геометрия, работа с поверхностями двоякой кривизны, при этом математическими. Он это исследовал и использовал. Практически это остриё развития архитектуры - отслеживание современной архитектору математики. И использование ее. Это то, что сейчас дает жизнь новой архитектуре - структуры, различные сетчатые конструкции и т.д. То, с чем сейчас работает Калатрава (за что я его люблю). Гауди с этим работал - хотя… я это осознала и вычленила не так давно. Ну… как начала сама читать лекции по геометрии.
Школа при соборе Саграда Фамилия - кровля-цилиндроид по синусоиде (как точнее эту форму назвать - не знаю):
- Планировка. Работа с организацией пространства. Очень понравилась именно организация помещений, да и в парке тоже. При кажущейся запутанности - очень ясное зонирование и удобная планировка. Яснее всего это видно на типовых квартирах (в Каза Мила). В хозяйских квартирах очень много помещений и с ходу не понятно, зачем столько. Но те кусочки, которые можно проследить - сделаны очень удобно.
Максимально это проявляется в планировках лестниц. Лестницы Гауди - это отдельная тема - насколько мастерски он их вписывает в пространства - не превращая их в крутые аттракционы. Лестницы просчитаны до сантиметра и ни в одном месте, ни на одной лестнице, которую я видела живьем нет неудобных ступеней или ощущения что тебя несет, или любого другого дискомфорта - при том что лестницы могут быть очень изогнутые и разбитые на несколько маршей по паре ступеней. При этом - «ноги сами идут».
Вот по этим лестницам я специально несколько раз прошла, чтобы понять, насколько они удобны. Удивительно приятные лесенки (это в павильоне в парке Гуэль):
А вот лестница в доме Бальо - обратите внимание на то, какое небольшое отверстие в перекрытии. Я даже сначала застопорилась и решила что он что-то тут переэкономил. Походила туда-сюда - не давит эта балка - очень точно расчитано, в какой момент можно начинать перекрытие:
- Работа с историческим материалом. В Мархи нас вообще не очень то учат с этим работать. У нас закваска Вхутемасовская - «мы наш мы новый мир построим» - всё что было до - пережиток и буржуазное излишество. Поэтому я всегда радуюсь, когда вижу интересно переработанные мотивы прошлого. Переработанные так, что прототип ясен, а реализация никаким образом не похожа на копию или цитату. У Гауди такое есть. Особенно в ранних работах.
Ордер Гипостильного зала в Парке Гуэль:
Меня тут пожалуй напрягает низенький и худосочный архитрав - но в целом, сам принцип переработки греческого ордера интересный.
Прототип (вероятно):
Да и сама структура гипостильного зала взята из исторической архитектуры, использованна весьма уместно для данного места,
Подробнее уже писала