Барселона мне как город не понравилась.
Не, понятно, что там есть готический центр и Гауди. Но это островки, между которыми надо кататься на метро и просто гулять от одного до другого… ну не очень здорово.
Правда, есть две субъективные причины, почему мне не понравился город:
Во-первых, я до этого была в северной Испании, где ходила по маленьким городкам и возвращение в большой город было психологически трудновато. Хотя я житель мегаполиса, и умею жить в городах, люблю города - и всё равно очень резкий переход меня выбил из колеи - шумно, много людей и т.д.
Во-вторых, завышенные ожидания. Когда много лет мечтаешь о встрече с городом, ждешь новых впечатлений, ждешь новой любви, а ее не случается - возможно это вина не города, а завышенных ожиданий.
Тем не менее я есть и нечто, что можно сформулировать более или менее объективно - что мне в Барселоне, как в городе не нравится.
1. Барселонский модерн. Это нечто чудовищное. Сами знаете, я люблю эклектику, готова всегда защищать исторические стили и, наверное, первый раз в своей жизни я могу сказать, что такой плохой исторической архитектуры я еще не видела. Мне остро захотелось стать Пикассо и Миро - который я вообще-то не очень понимала раньше - но этот город просто требует чего-то простого, ясного и чистого. Хоть просто цветовых пятен. К примеру вот такой модерн. Palau Montaner:
У него, кстати, прикольная решетка из огромных мух - весьма монструозно. Правда у большинства мух оторваны крылья - и наверное это хорошо… страшно предствить это с целыми крыльями:
2. Неоформленность архитектурных видов. Если попадаются интересные дома - они поставлены так, что их не видно. Посажено очень много деревьев, и даже дело не в количестве - а в том, что посажены они равномерно и равномерно закрывают все фасады. Зачем делать сложные богатые фасады и закрывать их деревьями? Но и кроме деревьев - часто дом, который мог бы держать угол - засунут в середину квартала. А на углах как правило дома, которые никак не реагируют на то, что они стоят на углу. Причем, это сплошь и рядом. Архитектура совсем не приспосабливается к тому месту в городе, где она оказалась.
Многие дома можно снять только из-за угла - с фасада вида нет, да и сбоку не снять - Palau Macaya:
Или автобусная станция Барселоны:
Вид с фасада - где казалось бы большая арка должна держать площадь. А там действительно площадь:
Но фасад виден только с краю:
То есть вроде город гордится тем, что он зеленый, но зелень не становится частью архитектурного замысла - а просто посажена ровными рядами везде где надо и не надо.
Про реагирование на угол:
Вот идешь и видишь такую шикарную решетку:
Но она на вот таком угловом доме, который на угол никак не реагирует. И это не вопрос денег (судя по решетке), а отсутствие понимания площади как пространства.
3. Квадратная сетка улиц. Я не против квадратной сетки улиц - но она сделана настолько однообразно, что ориентироваться можно только по названиям. Одна площадь не отличается от другой, углы аккуратно срезаны на каждом пересечении. Этажность - одинаковая. Могли бы на каждом перекрестке создать маленькую и особенную площать. Выделить одно здание из 4-х - на разных углах, ну и т.д. Неееет - всё ровно и одинаково - никаких зацепок для глаза - чтобы ориентироваться без чтения названий улиц и карты - нужно очень много в городе прожить. Или быть туристом, который пилит до Гауди, которого не пропустишь.
Один из более менее ЛУЧШИХ примеров - здание которое как то реагирует на угол и отращивает башни на углах. Центр фасада никакой, закрыто деревьями:
А часто всё еще менее выразительное.
4. Диагональ. Вроде бы чтобы разбить эту квадратную сетку в городе пробита Диагональ. Но ее пересечение с сеткой совершенно случайно. Как пересеклось, так и идет застройка. Нет ни малейшей попытки обыграть пересечение. Там разный размер от кварталов отрезается диагональю, иногда есть крохотные отрезанные кусочки, иногда больше. Везде, где я проходила - это не было обыграно. Не возникало сложных по плану площадей. Я, конечно, мало где проходила - но и по плану города видно что пересечения диагонали случайны.
5. В исторической части города - единая высота застройки. Совершенно. Почти нет никакого силуэта. Минимум башенок, выступов, ризолитов. Башни могут быть в ряду застройки, а угол проваливаться. Даже в современных кварталах дома разной высоты - и современная часть Барселоны выглядит гораздо интереснее. Фоново, просто, но живее.
6. Последнее, наверное, всё таки субъективно - но я скажу - ощущение от города - в районе Рамблы, например, что город хочет быть похожим на Париж конца XIX века. Пытается его копировать. Прям такое всё по ощущению - как на картинах импрессионистов. Писсаро. Много ярких пятен, люди, торговля, деревья и без архитектуры. Не сняла к сожалению фото - чтобы сравнить.
Спасибо за внимание, мне это надо было сказать, теперь могу спокойно писать про хорошее - про Гауди и Готику и археологию.
Кстати, неожиданно Гауди на фоне Барселонской эклектики и модерна смотрится очень чистым и лишенным сложных деталей. Хотя казалось бы - Гауди - это МНОГО деталей. Но они крупнее и чище. Неожиданный для меня эффект.