Грасс. Первый раз побывала там 16 лет назад. Очень понравился город.
Естественно, была в музее духов и купила книжку "Парфюмер". Помню, что продавец в книжном магазине еще и обиделся, когда я спросила, есть ли у них "Парфюмер" в продаже.
В этот раз хотелось приехать не на несколько часов, а несколько раз, чтобы погулять и утром, и вечером.
Пришлось ехать в дикий ливень - синоптики пообещали дожди на неделю, а сидеть в гостинице смысла не было. Взяла покорёженный венецианский зонтик и поехала.
Легко сказать! В интернете написано, что от Ниццы в Грасс ходит автобус. Но мне в хостеле сказали, что нужно доехать на поезде до Канн (часик) и потом на другом поезде до Грасса (еще полчасика). Как выяснилось, автобусы Ницца-Грасс бастовали.
Ладно, приезжаю в Канны. Выясняется, что поезда в Грасс не ходят, а ходят автобусы, с надписью ЖД - перестраивается ЖД ветка.
Льет дождь, лужи - ой, венецианский зонтик только макушку и прикрывает. На вокзале никто не знает, откуда идет автобус в Грасс.
Решила выпить чаю, заскочила в ближайшее кафе. Щеголеватый официант лет 70, с большими закрученными усами принес мне целый чайник кипятка. Кипятка! Без чая. "Мсье!"- Завопила я: " А чай?!" Мсье удивленно шевельнул усами и как кот мыша, выдал мне за хвост пакетик.
После горячего чая жизнь наладилась. Я нашла очередь на автобус. Реанимировала зонтик. Авторитетно рассказала вновь прибывшим, что эта очередь на Грасс. Побратались с очередью. Поделились зонтиками. Постояли, поговорили про дождь. Приехал автобус. Встал не там, где очередь, а на шоссе, где нет навеса. "В автобус не заходить!" - гаркнул на нас водитель. "У меня перерыв" "Кофе, пи-пи, сигарета!"- ехидно прокомментировала очередь. А дождь лил, а двери в автобус были открыты. В замке зажигания торчали ключи. Мокрая очередь начала предлагать версии, куда лучше угнать автобус. Сошлись на том, что угонять надо в сухо и тепло. Очередь продолжала ехидничать по поводу затянувшегося перерыва водителя. Предлагались все новые версии времяпровождения водителя. Дождь лил и лил. Потом нам надоело и мы залезли в автобус. И никто, никто не вспомнил, что в Каннах шел фестиваль и звёздные звёзды в звёздных нарядах толпились по красной дорожке.
Пришел водитель - поворчал, но вяло - шутка ли, полный автобус мокрых людей?! И все такие - острые на язык. Дыхнул в специальную трубку со шлангом как у душа (если есть алкоголь, то автобус не заведется). Завелся.
И мы таки доехали до Грасса! Там лил дождь. Все было серое. Ни о какой фотосессии и речи быть не могло. Зонтик явно доживал последние часы.
Я почти полчаса в нерешительности стояла на вокзале - не знала куда идти. Автобусов не было. Потом пристроилась к одной бывалой немке с рюкзаком, в плащ-палатке и кирзовых сапогах, и, по узким средневековым улицам, мы выбрались в центр города. Ура!
Заскочила в свой любимый "Фрагонар". Все фойе завалено зонтиками. Купила свои любимые духи. Сфотографировала через окно город под дождем. Очень хотелось в город - на узкие кривые улочки.
Вышла. Дождь лил. По улицам текли реки. Сквозь щели между домами падали не капли и не струйки, а периодически, словно из ведра, падали потоки воды. Венецианский зонтик сдох окончательно. Пришлось купить новый - трость. Прочный и крепкий. Хватит кормить зонтичную промышленность!
Побродила немного по улицам. Исчезли магазины с травами и керамикой. Не совсем конечно, пара-тройка осталась. Только керамика в них сувенирная, китайская. Закрылись книжные - их было несколько, я помню!
Везде, куда ни посмотри - магазины с одеждой. С тряпками, чего уж там! Нет, я не против тряпок, только жаль керамики и душистых трав... И книжных магазинов жалко - они тоже так особо пахнут...
А вот и книжный! Заглядываю. На пороге меня встречает строгая бабушка. Такая подтянутая, в брюках. С прической.
- Чего желаете мадам?
Мадам ничего не желает. Стоит растерянно на пороге.
- Так, посмотреть! (У мадам тапки хлюпают и брюки по колено мокрые.)
- Мы не просто книжный! гордо говорит бабушка, мы еще и издательский дом!
- А что издаете?
- Вот это. И вот это. И еще вот то. И еще мои стихи.
-Стихи? Я навостряю уши.
- Да, в рисунках. Каллиграммах, как у Апполинера. Что Апполинер, этим еще древнегреческие поэты баловались! Ну, вы конечно знаете?
- Конечно знаю! (У мадам курсовик и диплом по французским поэтам символистам. Триста лет тому назад... Ха!)
И на два часа мы забыли про дождь. Говорили про стихи, про каллиграммы, про детскую поэзию, про названия цветов и деревьев, про то, нужно ли делать подмалевок цветными карандашами (а то мадам издательница против!) или так оставлять, черно белым.
Возникло у меня ощущение, что я встретила...фею. Знаете, ту, которая после того, как злая фея пакость скажет, выглянет из-за шторки и шепнет "Всё будет хорошо. Просто волшебно!" И всё, правда, будет и хорошо, и волшебно. Или такая французская бабушка, как из "Бума", которая дружит с внучкой, хулиганит, потакает и оберегает.
Иветт Даллеме. Восемьдесят лет. Да! Когда начала писать стихи и рисовать? В детстве. Никто не учил, сама захотела. И по сей день продолжает. Вот одна книжка стихов, вот другая. А вот рассказы - с ее рисунками. Еще сделала набор для оригами - цветные листочки со сказками, складываются в особые фигурки.
Говорит, что немного завидует современным детям и одновременно ей жалко их. "Нас как воспитывали?" - вспоминала она. "Стой смирно, глаз не поднимай, старших слушайся по щелчку! И мы такие строгие-зажатые... А современные дети более живые, их больше балуют, разрешают. А вот мир они знают меньше. Цветы, птиц, травы... Они живут в компьютерах и играх...
Вот и стихи - чтобы заинтересовать детей, отвлечь ненадолго от компьютера, может возьму в руки карандаши?"
Иветт рассказала, что участвует в региональных поэтических конкурсах. Каждый раз задается какая-нибудь тема. например "Роза". "Время". Еще что-нибудь.
На прощание она подарила мне свою книжку стихов, расцеловала в обе щеки. Пригласила еще. Надо ехать. Надо ехать! 80 лет, шутка ли...
Я так и не сделала фотографий города Грасса. Зато поняла, что получила от него дорогой подарок - познакомилась с феей. И вспомнила, что когда-то у меня был диплом по французской поэзии, что я была влюблена во французскую культуру... И что, и что...