Тбилисское метро
В Тбилиси метро было построено четвёртым в СССР. В порядке очереди метро появилось в Москве, Ленинграде, Киеве и Тбилиси. Интересно рассказал об истории тбилисского метро Георгий Дзимистаришвили.
Сорок семь лет назад, 11 января 1966 года в Тбилиси состоялось торжественное открытие и введение в эксплуатацию системы метрополитена. Работы по его строительству были начаты еще в 1952 году под руководством Иосифа Сталина, именно поэтому Тбилиси, не имевший сколь-нибудь значимой промышленности, а также не дотягивавший до звания города-миллионника все же получил свою подземку.
Изначально, роскошный проект тбилисского метрополитена в архитектурно-художественном плане не должен был уступать московскому. Гипсовая лепнина, дорогостоящая отделка, скульптурные группы и позолота - все это было призвано украсить просторные изящные станции и продемонстрировать, что «мы можем не хуже». Однако новая власть, сменившая внезапно почившего вождя народов, рассудила иначе. Финансирование остановили, а стройку заморозили на несколько лет, в течение которых, экспертная группа решала судьбу четвертого по счету метрополитена в СССР.
Спустя некоторое время, метрострой решили вернуть к жизни, выделив средства из республиканских бюджетов, но при этом оставив сталинский размах в прошлом. С целью максимального удешевления, проект и рабочие планы скорректировали так, что «новая» тбилисская подземка приобрела исключительно утилитарный облик.
На момент открытия метрополитен состоял из одной ветки, включающей всего шесть станций: «Руставели», «Марджанишвили», «Вокзальная Площадь», «Октябрьская», переименованная ныне в «Надзаладеви», «Электродепо» и «Дидубе». «Площадь Ленина» (теперь «Площадь Свободы»), «26 Комиссаров» («Авлабари»), «300 Арагвинцев» - открылись на следующий год. Чуть позже сдали в эксплуатацию «Исани» и «Самгори». Год за годом подземная сеть разрасталась все больше, и вскоре возникла потребность в закладке второй ветви.
Первоначально Сабурталинская линия задумывалась, как ответвление от основной - Дидубе-Самгорской, но позже решено было сделать ее полностью автономной. И в 1979 году министерство строительства СССР успешно запустило пять станций нового направления: пересадочный узел - «Вокзальная Площадь-2», «Проспект Церетели», «Политехническая», «Комсомольская» («Медицинский институт»), а также «Делиси». Во второй половине восьмидесятых тбилисский метрополитен насчитывал 21 станцию на двух ветках, общей протяженностью более 20 километров.
Казалось, подобная система должна была с избытком удовлетворить потребности небольшого города. Особенно, учитывая его географическое расположение - Тбилиси сильно вытянут в длину, что, несомненно, упрощает охват подземкой большинства районов города. Тем не менее, министерство утвердило проект и приступило к строительству третьей, Руставели-Вазисубанской ветви, на которой планировалось открыть около десяти станций, включая три переходные. Никто и представить не мог, что этому проекту, как и сталинскому, не суждено воплотиться в реальность.
Наступили девяностые. Мощный экономический и политический кризис разрывал «нерушимую» державу. По Грузии прокатилась волна внутренних конфликтов, и экономика теперь уже независимой республики сошла на нет. Из-за нехватки бензина наземным транспортом горожане практически не пользовались, отчего пассажиропоток метрополитена увеличился в разы. Строительство Руставели-Вазисубанской ветви законсервировали, а станции спешно переименовали. Подземка, переживающая не лучшие времена, справлялась с трудом. Ситуацию осложняли проблемы с поставкой электроэнергии, однако метрополитен не прекращал своей работы. К концу 1990-х обстановка в стране более-менее стабилизировалась, что позволило взяться за очередную реанимацию метростроя.
В 2002 году открыли 22-ю, последнюю на данный момент станцию - «Важа-Пшавела» и провели широкомасштабную реконструкцию старых. Обновили турникеты, переведя оплату с жетонов на пластиковые карты. В значительной степени был модернизирован подвижной состав и электродепо, обслуживающее вагоны, что вывело подземные передвижения на новый уровень безопасности.
Сейчас жизнь Тбилиси немыслима без метрополитена. Его пассажиропоток составляет более 300 000 человек в сутки. От некогда красивого жеста генералиссимуса, тбилисский метрополитен проделал огромный путь, став важнейшей транспортной артерией города, который теперь по полному праву носит титул мегаполиса.
Георгий Дзимистаришвили
Информационный портал «Тбилисская неделя»
http://www.georgianpress.ru/tbilisi-week/our-past/10529-istoriya-tbilisskogo-metropolitena.html© Tbilisi Week