Аспекты единства

Nov 01, 2013 16:47

Когда распался Советский Союз и на территории когда-то единой великой страны начались кровопролитные процессы образования новых государств, всем в Осетии и за ее пределами стало ясно значение Транскама.  Дорога - это не просто инфраструктура.  Римскую империю сейчас наиболее часто ассоциируют с римским правом и отменными дорогами, сохранившимися до сих пор.  Дорога имеет значение не только материальное, но и политическое, метафизическое.  Она обеспечивает связность территории, по ней идет движение не только людей, товаров, услуг и капиталов.  По дорогам переносится идентичность, по ним идет движение культуры.  Значение Транскама заключается не только в том, что по нему шло снабжение воюющего юга Осетии.  Транскам стал фактором процессов единства и консолидации, которые на протяжении последних 20 лет интенсивно идут в Осетии и меняют ее лицо.  Противоположный пример - Ленингорский район Южной Осетии, из которого осетинское население, язык и культура были выдавлены простым способом: отсутствием прямой дороги через осетинскую территорию, которая бы связывала район с Цхинвалом.

Беженцы везде составляют одну из наиболее незащищенных категорий населения.  Писать об этом смысла нет, все уже написано и переписано: в Грузии не любят беженцев из Абхазии и используют их в различных целях, в Северной Осетии в начале 90х встречалось разное отношение к беженцам из Грузии и Южной Осетии и так далее.  Это жизнь.  Меня самого сильно раздражали страстные поклонники всего грузинского, у которых грузины отобрали все и выгнали из своей страны просто из-за осетинской национальности.  Но… Зачем судить человека, который впитал в себя все грузинское, от языка до манер, если он был частью грузинского социума и жил по его законам? Кто знал, что Союз развалится.  Для Северной Осетии десятки тысяч беженцев стали не только фактором социального напряжения, но и неким ментальным открытием.  Оказывается, есть и такие осетины.  Осетины, как выяснилось, вообще бывают разными.  Мы, как ни парадоксально, мало знали друг друга.  Прошло 20 лет, пройден большой путь.  В зрелом возрасте трудно перестраиваться, а в осетинском случае люди сначала были ассимилированы в Грузии, а потом стали проходить обратный процесс на исторической Родине.  Но у тех беженцев из начала 90-х родились дети, Родина которых - Осетия.  Скоро родятся дети и у них.  На самом севере Осетии выросло поколение, которое училось, занималось спортом и проводило время с детьми тех, кто в свое время бежал из Грузии и охваченной войной Южной Осетии.  Была ингушская агрессия 1992 года, во время которой люди увидели, что такое братская помощь.  Идут определенные процессы.  Процессы унификации, процессы взаимного познания и формирования на самом деле единого самосознания.  Некая точка бифуркации пройдена Осетией в нужном направлении:  она либо исторически один субъект, либо ее не будет.  Война 2008 года стала подтверждением того, о чем я говорю: никаких альтернативных реакций на нее в Осетии по сути не было, было единство.  Такого не было в 1991-92 годах, а сейчас уже есть.  И это много кого не устраивает.  Четыре раза за последние 20 лет Осетия подвергалась агрессии, четыре раза она была отражена, за это время появилось осетинское государство на юге.  Это многих пугает.  Ничего, кроме подогрева внутриэтнического «ущелизма» и религиозных противоречий действующим против осетин силам делать не остается.

Когда обсуждались скандальные антиосетинские заявления Максима Шевченко о глубокой разнице между отдельными группами осетин, то всеми отмечался простой факт: Шевченко - просто говорящая голова.  Он канал, ретранслятор, а чьи мысли и идеи он ретранслирует, судите сами) Но мало кто обратил внимание на фактор времени.  Я не помню, чтобы в 90х в федеральных СМИ вообще обсуждались «кударцы», «дигорцы» и прочие "-цы".  Даже до 2008 года в таком контексте об осетинах писали разве что отдельные грузинские пропагандисты.   В этом и не было необходимости, потому что фактор присутствия беженцев на севере Осетии и так создавал определенное напряжение, а адаптация их к осетинской жизни шла по-разному, часто со сложностями.  Сейчас уже не то.  Двадцать лет не срок для того, чтобы говорить о полном включении многочисленных групп людей в общий контекст, но тенденция налицо.  Война 2008 года и оформление в ней осетинами всех декларировавшихся целей, а главное небывалое единение, продемонстрированное на севере Осетии, многих серьезно напугали.  Началась системная работа по двум направлениям: внутриэтническому и религиозному.  Упоминавшийся выше Шевченко и есть один из публичных рупоров этой работы.  Его деятельность не составляет проблемы, но проблема возникает, когда вброшенные через "эксперта" антиосетинские темы начинают развивать осетины.  С тем же уровнем знания матчасти, путаницей, стремлением пересмотреть историю и тем же безошибочно угадываемым идеологическим направлением.  В чем разница между этим и этим? По моему субъективному мнению, - одна рука и одна идея.

Попытки через осетин, часто осетин-мусульман (что счастливо объединяет обе точки, по которым пытаются оказать давление), проталкивать идеи «разности» и «северо-южной» проблемы являются, конечно, негативным явлением.  Но они, помимо прочего, показывают путь, который мы все вместе прошли за 20 лет и по которому продолжаем идти.  У тех, кому единая Осетия (я сейчас не о политическом аспекте единства говорю, это предмет отдельного разговора) мешает, объективно горит земля под ногами.  И времени у них мало, потому что в этом отдельно взятом вопросе время работает на осетинский народ.  Я, например, придерживаюсь простой точки зрения: осетин, откуда бы он ни был, в Осетии должен чувствовать себя как дома.  Я, цхинвалец, не являюсь гостем в Алагире или Елхоте.  Условный чиколинец не является гостем в Цхинвале.  Это наша общая земля.  Я могу присматриваться к родному брату и при желании выявить много различий, хотя у нас с ним один отец и одна мать.  Но я этого не делаю потому, что и мысли такой у нормального человека не возникает.  Это просто глупо, да и к чему драматизировать ситуацию.  Сейчас те из осетин, через которых пытаются играть на «внутриэтнических и религиозных противоречиях», ставят себя в заведомо проигрышное положение.  Они неизбежно маргинализуются, и никаких позитивных последствий декларирование «тезисов Шевченко» ни для кого из них иметь не будет: чужими среди своих никому становиться смысла нет. Жить ущельскими принципами сейчас, в 2013 году значит проявлять абсолютное непонимание того, что происходит вокруг, а также некую примитивность мышления.  Караван в любом случае будет идти вперед, потому что никакой разумной альтернативы заданному уже «единому» направлению, по моему мнению, не существует.  См. ситуацию в мире и регионе.  Тенденция только набирает обороты, и ресурсов для ее развития еще очень много.

Осетия, мысли

Previous post Next post
Up