Посмотрел вчера замечательный документальный фильм, автором и режиссером которого является настоятельница Аланского Богоявленского женского монастыря Нонна Багаева. Называется он "Старец". Фильм посвящен человеку, который сыграл удивительную роль в истории Осетии и через которого на нашей земле произошло и продолжает происходить возрождение православной веры. Ипполит Халин, архимандрит монастыря в Рыльске, никогда не был в Осетии, но в полном смысле этого слова окормлял нашу землю. Знающие люди говорили вчера, что это подвиг сродни апостольскому. Фильм в Цхинвал привезли его авторы во главе с Нонной Багаевой. Коротко поделюсь своими впечатлениями.
Значительная часть картины состояла из воспоминаний осетинских монахов и мирян, знавших Ипполита Халина лично. Старец был исихастом, объединившим духовный опыт афонских и русских монахов, человеком удивительной светлости и силы духа. Главным вопросом, которым задавался я до просмотра, было его отношение к Осетии. Наши соотечественники ездили к нему буквально поездами. Кем ему были осетины, почему он имел к нам какое-то особенное отношение? Конкретного ответа на этот вопрос нет. Такова был воля Бога, таково, наверно, было предназначение о. Ипполита. Мужской монастырь в Фиагдоне и женский в Алагире основаны с благословения Халина. Осетин он называл аланами, а осетинок - аланочками) Сама Нонна Багаева (режиссер по профессии) в свое время приехала в Рыльск снимать о старце сюжет. Вчера она говорила, что уже после первой их встречи о.Ипполит назвал ее "аланской игуменьей". Монастыря еще не было и в планах, а сама Багаева призналась, что в то время даже не знала такого слова - "игуменья". Не буду вдаваться в подробности, выделю только два важных момента.
Первый заключается в том, что Халин абсолютно не вдавался в такие вопросы, как север-юг и формальная каноническая разделенность Осетии. Осетины были для старца единым духовным целым, и он своей личностью это единство скрепляет и олицетворяет. Свой подвиг Ипполит Халин совершал без оглядки на различные "официальные линии", которые на самом деле малозначительны. Многие из знавших архимандрита вспоминали о том, что он помимо прочего наставлял их любить свою Родину как мать. Вообще осетины, приходящие в Православие, в значительной своей части делают это на основе любви к Осетии и всему осетинскому. Вера в Бога и любовь к Родине неделимы.
Второй момент логически вытекает из первого. Вчера в Цхинвал приехали представители осетинского монашества с севера Осетии, то есть канонической территории РПЦ. Местная Аланская епархия к ней, как известно, не относится. Позиция РПЦ по отношению к Южной Осетии откровенно выжидательная, что обусловлено рядом факторов: нерешительностью, наличием прогрузинских тенденций среди иерархов, своими проблемными территориями. Но мероприятия вроде вчерашнего лишний раз показывают, что Осетия духовно едина в православной вере. Церковная политика - штука запутанная, но какой-то особенной необходимости вдаваться в ее тонкости для осетин нет. Наше духовное единство несравнимо выше всех церковных политик вместе взятых, и осетины должны его держаться во что бы то ни стало. Если сейчас с ним уже трудно не считаться, то в будущем это будет невозможно.
P.S. Единственное, что бы изменил в фильме - излишне грустный саундтрек) По словам Багаевой, предпочтение было отдано скрипичной музыке, потому что сам Ипполит Халин очень любил этот инструмент и как-то даже подарил двум послушникам (или монахам, не помню) скрипки. На которых те и упражнялись в монастыре. Но мне не хватило в музыке красок, она была печальна (от "Нежности" Рахманинова до "Sleep will come" Bliss). Наличию таких людей, как Халин, и знакомству с ними надо радоваться. Человек обладал удивительной внутренней цельностью и твердостью. На одной из воскресных служб в Цхинвале священник, обращаясь к людям, сказал: "Вы - православные христиане, вы не можете быть слабыми". Вот этого мне немного в фильме не хватило, а так всем рекомендую дождаться выхода фильма на диске и посмотреть.