Первым европейцем, посетившим в свое время империю монголов, был итальянский францисканец Плано Карпини. По итогам своего вояжа он написал очень интересную книгу, "Историю монголов, которых мы зовем татарами". Карпини был папским легатом, дипломатом, миссию свою он осуществил в 40-х годах 13 века. В книге описаны нравы монголов, их военная тактика, образ жизни и т.п. Поездка, естественно, была очень долгой, практически с одного края тогдашней ойкумены на другой (Лион-Каракорум):
С безопасностью в те лихие времена дела обстояли не очень хорошо, но Карпини был послом папы. Соответственно, в дороге его обижать было нельзя, и докУменты соответствующие при нем имелись. То есть, у посла не вымогали денег за проезд по чьей-то территории, не требовали даров, не объясняли на пальцах, что нужно платить местным ребятам за право дышать воздухом на их земле. Карпини упомянул в своем классическом труде только одного человека, на которого его статус посла папы не возымел никакого действия. На всем пути до первых татарских застав только одному человеку ему все же пришлось заплатить.
"Начальник же селения дал нам лошадей и провожатых до другого селения, начальником коего был алан по имени Михей, человек, преисполненный всякой злобы и коварства. Именно он сам послал против нас в Киев некоторых своих телохранителей, дабы ложно сообщить нам от имени Коренцы, чтобы мы считались послами и чтобы явились к нему. И хотя это неправда, он делал это для того, чтобы иметь возможность извлечь от нас дары. Когда же мы добрались до него, он выказал себя очень недоступным к нам и никоим образом не хотел нас провожать, если мы не посулим ему подарков; мы же, видя, что иначе не можем подвинуться далее, посулили дать ему несколько подарков, и, хотя мы давали ему то, что нам казалось соответственным, он не хотел брать, если мы не дадим ему большего. В силу этого нам пришлось прибавить согласно с его желанием, а кое-что он утащил у нас коварно, воровски и злобно".
Осетинская таможня detected. Карпини не пожалел красок для того, чтобы увековечить имя насолившего ему алана. Контроль над коммуникациями - великая вещь.