Сергей Стиллавин,
http://stillavin.livejournal.com/ Пообщавшись с живущими в Англии соотечественниками и сделав собственные наблюдения, я могу сказать просто: основная черта местных - крайняя степень консервативности, в отдельных случаях переходящая в бюрократию и даже в откровенный тупизм. Ещё Достоевский описывал, как во время своего путешествия на Остров чуть не помер от холода, и эта "любовь к прохладе" чувствуется с первых же часов пребывания - при температуре около 3-х градусов выше нуля вы замечаете людей, одетых в короткие шорты. Это, разумеется, их личный выбор, но вот вы заходите в ресторан, где вас усаживают неподалёку от дверного прохода, за которым в паре метров - выход на улицу, откуда прилично несёт холодом, поскольку посетители ходят туда-сюда. Вы замечаете, что в дверном проходе есть дверь, и вы с удовольствием её закрываете, чтобы согреться, отгородившись от прихожей. Но тут же прибегают официанты, которые распахивают спасительную дверь настежь и с улыбкой грозят вам пальчиками. Вы, вновь начиная мёрзнуть, спрашиваете:
- Почему я не могу закрыть эту дверь?
- Потому, что это это пожарный проход - в зале есть камин!
- Но ведь камин не горит сейчас?
- Неважно! Проход должен быть открыт всегда.
У меня остался незаданным единственный вопрос: а для чего тут вообще висит дверь, если её никогда нельзя закрывать?!
Говоря о холоде, замечу, что топят здесь не просто неохотно, а с жадностью. В гостинице откровенно прохладно, и приходится выкручивать батарею на полную. У американцев, кстати, британская любовь к холоду трансформировалась в ещё большую дурь - в офисах там изо всех сил пашут кондиционеры, и если вы явились не в костюме-тройке, то воспаление лёгких гарантировано.
Об английской традиции не устанавливать смесители вы прекрасно знаете - надо затыкать раковину пробкой, набирать туда воды и плескаться в этой мыльной жиже. Говорят, так придумано из экономии - чтоб не лилась влага понапрасну. Но берусь с этим аргументом поспорить: чтобы ополоснуть руки после той же уборной, совершенно не требуется столько воды, сколько её набирается в раковину - достаточно десяти секунд, чтобы смыть мыло, а попробуйте за то же время наполнить это каолиновое корыто!
(Дополню Стиллавина: В 80-х годах возил я русских детей в один известный английский город по детскому обмену. Наши дети жили 2 недели в английских семьях. Один мальчик лет 14-ти оказался в семье, где уже есть трое сыновей тоже подростокового возраста. Их мать налила русскому ванну с дороги, но после купания мыльную воду просила не сливать: в этой ванне, раз ее налили, будут мыться потом все ее сыновья! Я был в шоке от этой истории: то ли англичане скупы до безумия, то ли водопроводная вода у них на острове по цене виски? - Сосипатр Изрыгайлов)
Вершиной прямоты для меня сегодня был заказ блюда, которое называлось хлеб с чесноком: по идее, это должен быть горячий хлеб, обжаренный или разогретый с чесночным маслом, но только не в Британии! Нам принесли буквально хлеб отдельно с чесночной головкой, откуда нужно было выковыривать зубцы и есть. Не тупо ли?
Очень заметной чертой в бизнесе является катастрофическая необязательность: в самой серьёзной конторе вам могут оптимистично пообещать, что перезвонят завтра ровно в 2 часа дня, но не перезвонят больше никогда - пока вы сами снова о себе не напомните. Как при таком раскладе вести дела, я не представляю.
Национальной особенностью отдыха является жестокое пьянство: напитки смешиваются беспорядочно, а местные женщины считаются самыми распутными в Европе. При этом нигде вы не найдёте такого широкого выбора размеров мини-юбок, как в этих местах: чем женщина старше, тем короче её юбка, и никакие свисающие жиры не остановят англичанку в стремлении выглядеть как приманка для мужика.
Любопытна ситуация с арендой жилья: налог на недвижимость собственник перекладывает на арендатора, и если официально двухэтажная халупа в провинции площадью 70 метров стоит порядка 600-т фунтов, то на момент платежа с вам сдерут ещё порядка 150-ти фунтов в качестве налога. Я так понимаю, что до такой наглости мало кто ещё в мире додумался.
Англичане крайне закрыты при всей своей показной улыбчивости и дружелюбности: на работе все изображают приятелей, в 6 вечера охотно гудят час в пабе, куда выстраиваются очереди, но продолжить неформальные отношения после этого вам практически никогда не удастся. Вы прекрасно знаете выражение "уйти по-английски", когда гость покидает вечеринку безо всяких прощаний и уведомлений - так вот это и есть стиль местных отношений, когда никто никому ничего не должен даже в этическом плане на уровне "спасибо, я пошёл".
Поскольку тема толерантности зародилась именно в Британии, я задавался вопросом прежде - почему именно местные ребята так остро ставят вопрос о необходимости терпеть других и очень активно экспортируют это требование? Теперь я понимаю: обладая крайне негибким характером, в котором наплевательство на других сочетается с беспрекословным уважением к своим привычкам, какими бы иррациональными они ни были, англичане вынуждены ломать себя, столкнувшись с нашествием большого количества приезжих, которыми наводнены здешние города. Толерантность - это призыв к самим себе терпеть индусов, паков, албаноидов, русских, поляков и негров, которые в большом количестве понаехали и мозолят глаза полным равнодушием к местным традиционным ценностям и вывесками на своих родных языках.
Чем нам действительно стоит поучиться у британцев? Я вижу две реально важные вещи: во-первых, шестизначный уникальный код практически для каждого адреса, который мы называем почтовым индексом, но здесь он указывает гораздо более конркретную точку на карте - и это поразительно удобно в автонавигации, когда вы вводите всего 6 знаков и машина идёт точно к цели, как если бы вы ввели город, улицу и номер дома. А во-вторых, плевать на всех, потому что вы - точно самые лучшие на свете: так ведут себя англосаксы и так нужно научиться вести себя нам безо всяких скидок на рефлексию. Мы - лучшие, а остальные - пнх! Блестяще удобная формула :)
Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru