Вообще психологи народ вечно спорящий, кто-то приверженец гуманистического направления, кто-то экзистенциального, поведенческого, психоанализа, неофрейдистской психологии и так далее. Я не могу сказать, что отношу себя к какой-то из школ, но знаю, что при работе с детьми самые эффективные - это поведенческая и психоанализ. Ребенку можно рассказывать до посинения, но он не поймет. Требуются только корректировки поведения или эмоционального состояния. В работе с детьми я очень люблю арт-терапию, и вот решила поделиться одним из последних наблюдений, которое сто раз подтверждает, что эти методы будут жить вечно.
Имена и некоторые данные о героях изменены
Ко мне пришла мама с восьмилетней дочкой, с жалобой на то, что после развода с мужем, дочь стала очень тревожная, ранимая, привязанная к маме и «какая-то другая». Конечно, мамы как всегда в слезы со словами «доктор, подскажите, я не знаю, что делать и как быть». Понятно, что доктор не маг, а всего лишь доктор, поэтому нужно провести большую работу, для того, чтобы разобраться, что к чему. Пообщавшись с мамой, посмотрев на них, собрав некоторые данные после парочки вопросов, стало понятно, что дочь в нелегкой ситуации. Развод был год назад (Тане 7 лет, т.е. она шла в школу). Мало того один стресс, а наверх ещё второй положили. Естественно, каким-то образом надо компенсироваться. Семья, мягко говоря, обеспеченная, жили вполне благополучно, развод был как гром среди ясного неба.
Что в этой ситуации делает девочка? Она всю любовь, которая ранее отдавалась обоим, отдает теперь только матери. Не отпускает маму никуда! Вообще никуда, короче говоря, слилась полностью. Это называется по умному «эмоциональная и физическая привязанность». Иногда бывает так, что родители искажают некоторую информацию, в особых случаях доходит до 70%. Поэтому проверка все равно требуется.
В арт-терапии есть такой прекрасный диагностический метод «Метод Мандалы». По нему можно прочитать очень много. Иногда, достаточно только мандалы для работы, сначала как диагностика, а потом как терапия. И вот здесь именно он и применим. Итак, Тане была дана инструкция, сначала визуализировать большой круг/шар, запомнить его в деталях, а потом изобразить на бумаге. Техника выполняется с дополнительным музыкальным стимулом. В первый день я получила это:
Жаль, что фото не передает полностью весь цвет. Он ярко фиолетовый, фиолетовее не придумаешь. Причем на рисования и разукрашивание этого круга ушло много времени. Когда она взяла фиолетовую краску, у меня прошли мурашки. Фиолетовый в психологии трактуется как материнский цвет, говорит о эмоциональной привязанности к матери. Здесь мы видим дикую привязанность. Ребенок себя не отделяет вообще. Цветок - это женственность , красный цветок, это некоторая агрессивность (возможно, это была скрытая агрессия ко мне, ну чужая тетя заставляет круги рисовать, ещё и выгнав маму). Ну а зеленый - это цвет не зрелости. В общем, свою теорию я подтвердила.
На следующий день мы с Таней повторили процедуру и получили вот это:
Здесь уже розовый. Тип мандалы каждый раз повторяется, он имеет свои особенности (долго рассказывать, кому интересно - можно найти в сети). При этом розовый - это цвет женственности. Он является женским цветом и трактуется как некоторая наивность (у нас не некоторая а очень сильная) и желтая звезда говорящая о своем превосходстве, своей звездности в семье с присутствием интеллектуальной отстраненности . Желтый - это интеллектуальная отстраненность. Поскольку у нас ребенок 8 лет - это все ок. То есть на второй день она уже мне показала то, кем она является. Звезда - это ещё и открытость. Ребенок адаптировался и открылся. И , кстати, в этот же день, она отпустила маму съездить по делам в Москву (они отдыхают в подмосковном санатории). Для семьи это большой прогресс! А для меня профессиональное самоудовлетворение.
Что будет дальше - напишу!