"Борись за создание в себе твердой точки опоры, с которой ничего не сможет сделать внешний мир". Густав Майринк.
Одни из важных составляющих моей жизни стрельцовой - это всевозможные герметические Пилигримажи, путешествия и приключения. Ровно месяц назад я приземлилась в аэропорте Белграда (аэродром Никола Тесла). На тот момент, да и вообще, никаких путевых заметок я не вела. Но вот, благодаря Svajksta и лично А. М., я решила оформить свои впечатления в каком-то письменном виде, пока воспоминания ещё не улетучились и относительно свежи, и взбодрить этот заброшенный жж. Заодно проверить, не разучилась ли я писать что-то информативное.
Я не люблю тупой обывательский туризм. В основном, мои поездки всегда носят несколько алхимический характер. Что касается этого конкретного путешествия, то оно было в какой-то степени вызвано необходимостью, но этот момент здесь не так важен, и я его опущу. В любом случае, для меня лучший способ познать страну - это погружение в среду путём пребывания во всевозможных непредсказуемых ситуациях, что я более чем успешно и воплотила, хоть и с некоторыми потерями для себя и самым дурацким вотэтоповоротом в моей жизни.
Итак, из-за пересадки со значительной задержкой рейса в Берлине я прилетела не в 10 вечера 7 июля, а уже 8 числа глубоко за полночь. По прилёту в аэропорте я познакомилась с добродушным сотрудником сербом Лукой (с ударением на первом слоге), с которым я до сих пор поддерживаю общение. Из диалога стало ясно, что сложившееся мнение о братушках-сербах как исключительно пророссийской нации, поддерживающей политику президента РФ - это обычный стереотип, что также подтвердили встреченные мной позднее замазанные граффити с портретом Дарьи Дугиной, перечёркнутые модные нынче в России две буквы почему-то латинского алфавита и флаг Украины прямо в сердце Белграда у часовой башни крепости Калемегдан (никто его не замазал). Да и прочие сербы, с которыми мне довелось поговорить, точно не фанаты Путина. Хотя потом я стала думать, что с политикой всё может быть ситуативно. Как с Вучичем. Между прочим, он полностью олицетворяет собой эту страну, учитывая ещё и его криминальную подноготную.
Одной из главных ошибок, допущенных мной, было бронирование отеля вполглаза и на скорую руку. Когда я приехала в районе 4 часов утра, это оказался отель по типу апартаментов без ресепшена, где никого уже не было, и я попросту не смогла туда попасть. Происки Архонтов все-таки настигли героиню. Я решила, что нужно искать точку доступа Wi-Fi и бронировать другой вариант. И вот, у нас есть аэрофобная я, еле стоящая на ногах от стресса и усталости, без связи в белградской ночи и парнишка из встречной компании, с которым я на свою голову решила вступить в контакт. Да, мне, конечно, оказали «помощь» в поисках отеля и заказе такси, но эмпирическим путём было выявлено, что 1) воровство на Балканах - это обычное явление - все мои деньги внезапно исчезли... 2) долгое пребывание в благополучных странах Евросоюза и зоне комфорта притупляют бдительность; 3) думать головой иногда стоит. Нуштосказать, картина вышла феерически занятная.
Итак, 8 июля стал днём паранойи, возникающих в голове навязчивых вопросов и протирания штанов в душных прокуренных кабинетах местного полицейского участка, где царит атмосфера разрухи наших 90-х, помноженная на южное разгильдяйство. Глядя на это все, мое былое доверие к миру резко сменилось другой крайностью. Как известно, Белград - это самый крупный human trafficking центр не только на Балканах, но и в мире. Я стала об этом слишком много думать. А что, если они тут все заодно? Что, если меня продадут в сексуальное рабство в какой-нибудь нефтяной султанат и это в лучшем случае? Надеюсь, я ошибаюсь, но моё зависимое положение, казалось бы, от помощи местных граждан вызывало уже только подозрение. Как мне сказали в местной полиции, я нарвалась, вероятнее всего, на албанца или цыгана, коих там много, и это, пожалуй, самый главный недостаток Сербии. Написав для галочки заявление, я связалась со своим человеком в Швейцарии и мне забронировали нормальный отель **** с хорошими завтраками, чтобы у меня было хоть что-то. В общем, героиня слиняла и была такова.
9 июля началась неимоверная почти 40-градусная жара. Жара стояла такая, что я даже за это время не поехала на Лайбах в соседнее государство. На Лайбах, Карл! Ещё и в крепости! На двухдневном музыкальном фестивале со свободным входом. Пережитый опыт вкупе с этим адским пеклом добавлял к ощущению, что я в самом настоящем Аду. Выходить в такую погоду куда-либо - сомнительное удовольствие, да и все мои мысли занимали только вопросы выживания. Мне очень сильно повезло, что в этот день из Черногории в Белград вернулся один мой знакомый португалец, который помог мне разжиться наличными деньгами. Я почувствовала, что жизнь-то налаживается.
10 июля 1856 года родился Никола Тесла и по этому случаю в Сербии ещё и день науки с бесплатным посещением музея этого выдающегося ученого. Я решила воспользоваться данной возможностью и, превозмогая адское пекло, посвятила этому день. На что-то большее меня не хватило.
Следующие несколько дней я пряталась от сорокоградусной жары, погружаясь в вальяжные философские рассуждения о своей жизни, анализ собственных переживаний и попытки отыскать какие-то особые глубинные смыслы в моем случае. Что интересно, даже что-то нашла. По ночам, когда становилось не так жарко, я иногда гуляла с новым другом Лукой из аэропорта - у него хороший английский и схожие с моими книжные и музыкальные предпочтения. Я думаю, мне крупно повезло вот так вот с самолёта встретить человека, которому не нужно объяснять, кто такие Эвола или Генон.
Параллельно за это время я вышла на любопытный телеграм-канал всяких беглых соотечественников «Белградские бродяги», основанный одним из представителей московской богемы. В основном, контингент там - это творческая тусовка и всевозможные друзья друзей, знакомые знакомых и т. д. Когда-то я говорила, что адекватный «русский мир» если и будет где-то сохранён, то точно не в современной РФии, поскольку это совершенно антирусский проект, а где-то за её пределами - что ж, я оказалась права. Впервые в жизни я встретила такое большое количество просто нормальных хороших людей без пафоса и лишних слов, готовых прийти на помощь в трудную минуту. Я бы даже сказала, что это уже какое-то диаспоровое формирование. Мне даже перепала возможность несколько дней пожить в хорошей, временно пустующей квартире в районе Врачар. А вообще, беглых россиян в Сербии стало очень много, да и не только там, и это число по понятным причинам продолжает расти. Я познакомилась с разными людьми с собственными интересными судьбами и историями. Осадок, оставленный первым днём в Белграде, хоть и не мог исчезнуть бесследно, но мне стало значительно лучше.
15 июля был особенным днём. Но для начала нужно вернуться к началу истории. У меня с собой было две карты из колоды Tarocchi del Mantegna - карта Меркурия и карта Венеры. Так получилось, что карта Венеры была выкрадена вместе с деньгами, а Меркурий у меня остался. Просто мифологический сюжет какой-то - похищение Венеры. Я решила, что раз у меня на руках остался другой элемент этой последовательности, то нужно что-то предпринять, что-то симпатическое. Я совершила ряд планетарных воззваний к небесным Архонтам, чтобы найти карту Венеры, как-то её привлечь, а с ней, быть может, и притянуть остальное. Только я закончила, как у меня из кармашка, которым я никогда не пользуюсь, выпала эта карта вместе с небольшим количеством денег! Ну что ж, тот, кто меня обокрал, оказался не совсем полной скотиной.
Затем в тот день я перебралась в новое место.
Несмотря на то, что я понимала, что я уже точно не пропаду, и вполне нормально могу и здесь устроиться, Белград мне порядком поднадоел. Я почувствовала, что мне хочется сдаться, но не перед обстоятельствами или неопределённостью, а перед невыносимой жарой и скукой, делающими меня вялой. А я очень не люблю такое состояние. Я мечтала о ветерке с балтийских берегов и вспомнила об одной миссии, которую я себе давно установила. В тот день я предприняла решительные шаги и Балтийский ветер снова подул в паруса души. А ещё этот день совпал с днём Грюнвальдской битвы.
В основном, остальное время я проводила с Сергеем Храмцевичем из группы «Интурист» и всякими его компаниями и музыкантами. Да-да, это тот самый саксофонист, прославившийся тем, как они приехали с концертом в Бельгию и угодили в брюссельскую тюрьму по глупости, а российские СМИ раздули - там тоже история, что можно снимать артхаус. Как впрочем и у всех нас. Сергей просёк, чем меня порадовать, чем-то красивым европейским, и повёз из Белграда в австро-венгерский Нови Сад, где мы ненароком попали на русскую тусовку. Этот небольшой европейский город намного красивее и уютнее более сурового и только местами приятного Белграда. Я почувствовала, что уже начинаю и сама входить в этот балканский расслабленный вайб, чего мне уж точно не хотелось. В общем, я всё больше осознавала, что надо уезжать. На обратном пути заехали посмотреть красоты сербской природы местечка Фрушка-гора. Конечно, красиво, но сердце сахалинца может биться быстрее только при виде Альп или норвежских фьордов, но об этом тссс.
Кстати, если говорить о Белграде, то это очень эклектичный город. в котором есть и австро-венгерское наследие, например, район Земун, и Новый Белград с его конструктивизмом/соцмодернизмом (я гуляла там ночью после дождя и это нечто жутко нуарное, при том, что там далеко не дешёвое жилье, жить я бы там не хотела). Белград - это город сурового андеграунда. Сунув нос в пару мест, я поняла, что это решительно не мое и мне как-то более по душе маленькие уютненькие кофейни. В Белграде есть гетто и просто такие районы, что ужасают. Однажды я проезжала мимо такого на машине - это бескрайняя свалка, где тамошние обитатели живут прямо в картонных коробках. Контингент в Сербии разношёрстный. Как мне сказали в полиции в начале этой истории, «видишь светлые глаза и славянский тип - это точно серб, к нему можно обратиться за помощью и он не обворует, видишь карие глаза и смуглую кожу - это может быть албанец или цыган, от них нужно держаться подальше». Ну и как после этого не доверять расовой антропологии?
Не знаю, может из меня какая-то не очень славянка, но, несмотря на, казалось бы, общие корни, родственный язык (да, если сдвинуть ударения и выкинуть из русского или даже старославянского языка гласные или использовать по минимуму, то получится нечто похожее на «српски»), мне это всё не очень зашло, даже будь у меня мои деньги. Весь этот дух фильмов Кустурицы... я пас, лучше смотреть его фильмы дома под одеялком, чем быть героем его фильмов. Я спасалась музыкой And One и всевозможной немецкой электронщиной от Kraftwerk до всякой шварцы, лишь бы окончательно не быть ввергнутой всей этой событийной канвой в пучину балканского вайба. Это была соломинка, за которую я судорожно хваталась.
С другой стороны, это же ведь тоже алхимический процесс, тот ещё «жирный» экспириенс.
«В мире, где царит неопределённость, нельзя желать большего, чем быть антихрупким, то есть уметь при столкновении с хаосом жизни не просто оставаться невредимым, но и становиться лучше прежнего, эволюционировать, развиваться» - это фрагмент из книги Нассима Талеба «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса», если что. Ну, что ж, если боги решили проверить меня на прочность, achievement unlocked.
Отдельная благодарность моим дорогим Косте Рубахину, Ольге Резниковой, Жуану Педро Маркесу, Сергею Храмцевичу, кое-кому из пространства Вечного Сентября и всем нашим беглым соотечественникам, которые помогли мне превратить это невыносимое знойное путешествие в не такое уж и невыносимое.