Я закончила долгий проект, который бесконечно не могла закрыть.
И у меня приподнятое настроение, поэтому хочется написать о приятном.
Точнее, о книгах-ключах. Не хочу давать занудное определение, что это, давайте просто опишу то, что считаю своими "ключами". И вы поймете, о чем идет речь.
В начальной школе мне все давалось легко и с полпинка - кроме чтения. Буквы я знала (бабушка гонялась за мной по дому, а поймав, крепко зажимала подмышку и уносила в свою комнату заниматься по букварю), но бегло читать можно научиться только постоянно практикуясь. Практика и тренировки - для слабаков, считала я, а я была королевишной, поэтому чтения всячески избегала - оно напоминало мне, что не во всем я самая лучшая. Ну и продираясь по 2 минуты через три абзаца сложно не забыть к концу предложения, как оно начиналось.
В общем, читала я хуже некуда.
Пока моя мама не начала читать мне Гарри Поттера и не бросила в середине со словами, что дальше я и сама могу.
Похныкав один день и не выдержав к вечеру, я продолжила чтение самостоятельно, а через две недели уже выпрашивала у брата второй том.
Помню, как мы с Саматом все время ждали выхода следующей книги. Четвертый том вышел в 2002ом, было лето и мы лежали на прогретой солнцем деревянной веранде, ели черные кисло-сладкие вишни и читали лежа .
В мире Гарри Поттера много логических неувязок и ляпов, и пусть Дамблдор похож на Гендальфа, но она - моя книга-ключ, я ее люблю и всегда буду подпевать главной теме из кино.
Прослушать или
скачать Harry Potter Themе бесплатно на
Простоплеер
Второй книгой-ключом была биография Даррелла - а точнее письма Джеральда к его жене Ли. Я уже публиковала этот
отрывок:
Я видел тысячи закатов и восходов: на земле, когда солнце заливало золотистым светом леса и горы; на море, когда кровавый апельсин погружался или выныривал из разноцветных облаков над бескрайним океаном. Я видел тысячи лун: осенние луны, напоминавшие золотые монеты, зимние луны, белоснежные, словно лед, молодые луны, похожие на перья лебедят.
Я видел моря - разноцветные, словно шелк, и ярко-голубые, как грудка зимородка, прозрачные, как стекло, и темные, мрачные, покрытые пеной, бушующие и непокорные.
Я ощущал на лице ветер, прилетевший с Южного полюса, тоскливый и рыдающий, как потерявшийся ребенок. Я чувствовал ветер, нежный и теплый, как дыхание возлюбленной. Морской бриз приносил мне запах соли и гниющих водорослей. Ветер тропического леса был пронизан ароматами леса, запахом миллионов цветов. В моей жизни были и шторма, безжалостно терзающие океан, и нежные, тихие ветерки, ласкающие кожу, как лапка котенка.
Прочитайте его целиком, он не слишком длинный и целиком прекрасный.
Я уверена, что в каждом человеке есть большой потенциал любви к миру и способности наслаждаться тем, что в нем есть. Например, в каждом ребенке есть склонность к живописи, литературе, архитектуре, вкусной еде, к труду, живой материи, науке. Под "склонностью" я не имею в виду волшебный талант, который сделает каждого Шекспиром или Дали, а просто способность оценить и получить удовольствие: не пробежать спринтом картинную галерею, а уделить внимание каждой картине; в свободное время почитать стихи и не умереть со скуки; почувствовать поднимающуюся к горлу волну восхищения, увидев Саграда Фамилия.
Но склонности спят, пока их не разбудит чье-то усилие: преподаватель, книга, просто увлеченный другой человек, но кто-то должен вдохновить, дать попробовать, подтолкнуть, объяснить азы.
Даррелл показал мне, как прекрасна может быть проза и рассказал, как внимательно нужно смотреть и слушать то, что происходит вокруг.
Мне казалось, что я ненавижу описания природы. Оказалось, это не так.
Даррелл мой автор-ключ - книги о жизни его семьи на острове Корфу в числе тех, что я буду хранить в бумажном виде даже после того, как выкину все остальное. Если бы пришлось составить список книг, которые сильно повлияли на меня и сделали такой, какая я есть, Даррелл обязательно попадет в эту узкую компанию.
Потом была Лолита.
Набоков показал, что сюжетная линия и сама конструкция построения сюжета - разные вещи. Текст - это красочная картина и иногда неважно, что на ней нарисовано - важно как. Разница между отвращением, которое вызывали у меня герои и безграничным восхищением, как они вставали передо мной, словно живые, настолько сразила меня, что я долго представляла себе Набокова как какого-то гиганта, сверхчеловека.
Чары слегка развеялись, когда я прослушала аудиозапись, где он читает вслух Silentium Тютчева. Набоков картавил, а боги не картавят. Но это пустяк - Лолита остается моим ключом, а Набоков - одним из любимых авторов.
Важным ключом для меня стала большая глянцевая книга, которую принесла мама: в ней объяснялись какие-то самые простые моменты в знаменитых картинах, внимание читателя обращали на мазки, композицию, перспективу, свет. Все понятно и со стрелочками. Сейчас я не могу найти ее, но помню, какое это произвело на меня впечатление и что это было переломным моментом.
А у вас какие были ключи?