Противостояние Запада и Славянства в мировой истории

Jul 20, 2017 13:28


Доклад на юбилейном Всеславянском съезде, Москва - Санкт-Петербург, 26 мая - 2 июня …



Противостояние Запада и славянства уходит в глубь веков. Не будем касаться дописьменных времен, это дело увлекательное, но бесполезное, поскольку дает простор для фантазии из-за скудости источниковой базы. Но уже из достоверных источников мы знаем о столкновениях германских и славянских племен первого тысячелетия от Р.Х. Правда, не всегда понятна их природа, чаще всего их объясняли борьбой за территории, за ареал жизни, за средства существования.

А вот история непрерывных войн второго тысячелетия между Западом и славянством имеет откровенно уже идеологический характер. Часто эти столкновения носили характер крестовых походов Запада против славян-«схизматиков», были откровенными попытками подчинить православное славянство Римскому Папе.

С возвышением Москвы и превращением Русского государства в Третий Рим эта борьба становится, главным образом, борьбой Запада против России, как оплота и главной защитницы славянства. Мы знаем о многочисленных попытках Ватикана подчинить Русь, ослабленную татаро-монгольским нашествием. Предпринимались попытки силой оружия и посулами подчинить Русскую Землю во времена св. блгв. Александра Невского, сделавшего исторический выбор подчиниться грубой силе Востока, но противостоять духовной экспансии католического Запада. И в нашествии Мамая на Русь просматривается католический (генуэзский) след. Знаем мы об этих попытках и во времена Василия II Васильевича (Василия Тёмного), когда была попытки втянуть Русь во Флорентийскую унию, чего не допустила именно власть. Не оставили католики этих попыток и во времена Ивана III Васильевича (Ивана Великого) и его сына Василия III Ивановича. Не прекратились они и с превращением Московского княжества в Царство во времена Ивана IV Васильевича (Ивана Грозного). Столкнувшись с твердой позицией Москвы, Ватикан решил оторвать от Православия те части русского народа, которые находились в составе Речи Посполитой. И это удалось, - в 1596 году была подписана Брестская уния, результатом которой стало появление феномена униатства на русских землях, что до сих пор является серьезной проблемой не только для русского, но и для всего славянского мира.

И сегодня мы наблюдаем те же попытки Запада подчинить себе Россию и славянство не только кнутом, как это было в случае с сербами в конце прошлого века, но и пряником - заманить, соблазнить славянские народы, втянуть в Евросоюз и НАТО. Попытки эти, надо с сожалением признать, довольно успешные. Все западно- и юго-славянские страны вошли в НАТО, кроме Сербии. Печальным примером последнего времени стало вступление в НАТО Черногории, страны, которая в 1904 году объявила войну Японии, когда японцы напали на Россию, а теперь вошедшую в военный блок, имеющий открыто антироссийскую направленность.

В чем же причины многовековой войны Запада против России и славянства?


Поначалу сущность этого противостояния не была очевидной, суть ее прояснилась пожалуй после Великой французской революции, которая стала самым главным деянием западной цивилизации. После Французской революции и наполеоновских войн стала понятна суть Запада и России. С того времени уже можно определенно утверждать, что в истории сражались две силы, имеющие разновекторный характер своего бытия. Это прекрасно выразил в афористичной форме великий русский поэт и мыслитель Фёдор Иванович Тютчев: «В Европе (а тогда это был весь мир, поскольку Восток «спал». - А.С.) есть только две силы: Революция и Россия».

Главных причин противостояния России и Запада, на мой взгляд, две. Первая. Осознание Москвой (Русью) себя Третьим Римом, силой удерживающей мир от сползания в бездну, тем самым Удерживающим, о котором писал Апостол Павел. Во втором послании к Солунянам Апостол Павел написал загадочные слова: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2: 7). В христианской традиции под «Удерживающим» чаще всего понималась Римская (мировая) империя. После падения в 1453 г. Второго Рима (Константинополя) имперское (удерживающее) служение преемственно перешло к Москве - Третьему Риму.

Падение Константинополя сопровождалось тяжелыми эсхатологическими переживаниями в Православном мире, особенно на Руси, в Московском княжестве. Дело в том, что на 1492 год от Рождества Христова приходилось ровно 7.000 лет от сотворения мира. Существовало много пророчеств, в том числе очень авторитетных святых, согласно которым мир этот будет существовать семь тысячелетий. Эти пророчества воспринимались с доверием, столь острым были ожидания конца света, что на Руси не составляли даже Пасхалию на 1492 год. Одновременно на поднимавшееся Московское княжество, только недавно окончательно освободившееся от ордынской зависимости, пришла другая напасть - ересь жидовствующих грозила подорвать государство изнутри. К ереси оказались причастны весьма высокопоставленные лица Церкви и государства: невестка Великого князя Ивана Великого и мать наследника престола Великого князя Дмитрия Ивановича, которого дед уже венчал на царство, Елена Волошанска, митрополит Зосима, тогдашний «министр иностранных дел» дьяк Федор Курицын и другие влиятельные церковные и государственные деятели. Только благодаря преподобному Иосифу Волоцкому и святителю Геннадию Новгородскому ересь была разгромлена.

Окончательное объединение вокруг Москвы русских земель, преодоление ереси жидовствующих, осознание того, что Господь продлил дни мира сего породили серьезный духовный подъем на Руси. Результатом его и стала теория «Москвы - Третьего Рима», основы которой сформулировал в своих пророческих посланиях к Великому князю Василию III Ивановичу, отцу первого русского царя Ивана IV Васильевича Грозного старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей Он, в частности, написал: «Блюди и внемли благочестивый царю, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти».

Идея Третьего Рима - идея эсхатологическая, поскольку четвертому Риму не бывать. А значит с падением России, падет и мир, наступят апокалиптические времена. А Россия падет, когда перестанет исполнять свое предназначение - быть хранительницей истинной веры - неповрежденного нововведениями Православного Христианства.

Идея Третьего Рима - идея антиреволюционная, поскольку мировой революции может противостоять только Россия, об этом и писал Ф.И. Тютчев.

Не мог смириться гордый Запад, что славянская Россия объявила себя Удерживащим мир от зла Третьим Римом, заявила о своей особой вселенской миссии. Отсюда эта зависть и злоба к России и славянству, а это сильнейшие мотивы для агрессии. И уже с начала XVII века раз, а то и два раза, в столетие Россия переживала нашествие Запада. Сначала это была польская интервенция при поддержке русских изменников - главным образом, принявших унию с Римом малороссов. В начале XVIII века это было нашествие Швеции, 21-летняя тяжелейшая Северная война. Завершившаяся тем, что 22 октября 1721 года, в день Казанской иконы Божией Матери - праздника установленного в память изгнания поляков из Москвы царь Петр I Алексеевич был провозглашен Императором Всероссийским. Так что нынешний государственный праздник День народного единства - это еще и день рождения Российской Империи. В начале XIX века было страшное нашествие Наполеона во главе армии из двунадесять языков. В ходе всенародного сопротивления европейским оккупантам появился лозунг «За Веру, Царя и Отечество», который был вскоре осмыслен как идеологическая формула Российской Империи «Православие - Самодержавие - Народность». В середине XIX века Россия подверглась новому нашествию с Запада в ходе Восточной (Крымской) войны, когда против России объединились Англия, Франция, Сардиния (Италия) и Турция при странном нейтралитете Австро-Венгрии и Пруссии. В начале XX века Первая мировая, а в середине века Вторая мировая, ставшие для России Второй Отечественной и Великой Отечественной войнами. Эти нашествия выявили особую грань мирового призвания России - наш народ призван ломать хребет претендентам на мировое господство.

Вторая причина враждебности Запада к России и славянству состоит в том, что Россия и родственные ей по духу и крови славянские и неславянские народы являют собой особый тип цивилизации, отличный от романо-германской цивилизации Запада. Россия является особым типом цивилизации, - заслуга обоснования этой фундаментальной идеи принадлежит основоположникам славянофильства Ивану Васильевичу Киреевскому и Алексею Степановичу Хомякову. Они утверждали, что Россию («русскую образованность», в их терминологии) отличает от Запада иной типа духовной традиции, иной психо-этнический субстрат цивилизации и иные традиции государственности. Славянофилами было дано фундаментальное обоснование идеологеме «Православие - Самодержавие - Народность», сформулированной в 1832 году их современником министром народного просвещения графом Сергеем Семеновичем Уваровым. Позднее эту идею (несколько иначе изложенную) подробнейшим образом развил Николай Яковлевич Данилевский в своём основополагающем труде «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Романо-германскому» (1869).

Триада «Православие - Самодержавие - Народность» являлась антитезой формуле Французской (которая была, по сути, всеевропейской) революции «Свобода, равенство, братство». Это был ответ консервативной России на вызов европейской (мировой) революции. Утверждение истинной веры - Православия - бросало вызов навязыванию идеи свободы, как свободы, прежде всего, вероисповеданий, т.е. уравнивания веры истинной с ложными верованиями. Утверждение социальной иерархии и структурированности общества - Самодержавия - бросало вызов попыткам уравнять по природе неравное, разрушить социальную иерархию и структуру, внедрить пагубное всесмешение, чтобы легче было манипулировать людьми. Защита Богом данного национального своеобразия, культурной самобытности - Народности - бросало вызов стремлению под масонским лозунгом «братства» обезличить, перемешать народы. Именно это имел в виду Ф.И. Тютчев, когда писал, что о борьбе двух сил Революции и России.

Таким образом, противостояние Запада и Славянства (России) в мировой истории явление неслучайное, оно носит промыслительный характер. Это противостояние разных цивилизаций, это борьба здоровых консервативных сил с духом мировой революции, это попытка деструктивных, сатанинских сил низвергнуть Удерживающего и посеять смуту и хаос.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор портала «Русская народная линия», председатель Международной общественной организации «Русское Собрание»

ИСТОЧНИК

Россия-Запад, Русская цивилизация, Западные цивилизации, славяне, Запад и Россия, Россия

Previous post Next post
Up