Оригинал взят у
amp_amp в
Украина в 18-м веке (Малороссия) по ШафонскомуАфана́сий Филимо́нович Шафо́нский (1740 - 1811) - малоросс, учёный, экономист, этнограф и врач, почему-то записанный в Википедии в украинцы, что, конечно же, является перемогой со стороны украинствующих. Родился и умер на Черниговщине, получил образование в Европе, поездил по Великороссии, написал «Черниговского наместничества топографское описание с кратким географическим и историческим описанием Малой России». Вся книга (более 700 страниц с таблицами и статистическими данными) будет интересна только узкому кругу людей, но вот его «весьма занимательные известия о нравах и свойствах народа, об образе его жизни и обычаях» будет интересны многим. Тем более, что эта информация, что называется, из первых рук, от человека, родившегося в Малороссии, поездившего по Европе и России, а значит знающего местную малороссийскую жизнь не по-наслышке, и имеющего возможность для непредвзятого сравнения ее с остальной Россией, да и Европой.
Для начала, вот что, собственно, являлось Малороссией для Шафонского.
Как вы видите, ни Харьковщина, ни Новороссия не являлись Малороссией. Достаточно куцый обрезок нынешней Украины. Таким бы он и остался без русских территориальных подарков. Про то, что является, конкретно, Украиной, у Шафонского написано следующее:
Описание жителей Малороссии:
Малороссийский народ нетрезв? Вот те на! А как же свидомая легенда о пьющих русских? Вообще, Шафонский рушит еще одну свидомую легенду о каком-то особом исконном трудолюбии украинцев малороссов. В его представлении, великороссы, все-таки, более склонны к труду и созиданию.
Повторюсь, что Афанасий Филимонович поездил по Великороссии и имел возможность сравнить, где и как живет и трудится простой народ.
Язык малороссийский, по Шафонскому, тот же русский со своими местными наречиями и особенностями. Да и как иначе, если, в его представлении, малороссы - те же русские.
Различия в языке, кроме собственно обычных территориальных, Афанасий Филимонович объясняет просто.
Думаю, что Шафонский, как человек поживший в Европе и знавший несколько языков и историю, имеет полное право на такое обоснованное суждение. Также он замечал и татарское влияние на малороссийский язык.
Как же выглядели и одевались малороссы? Непосредственный взгляд самого малоросса.
Польско-кавказский микс выходит, да еще и с чухонским привкусом. Хотя и исконно русское осталось. Вы когда-нибудь слышали про украинские кокошники?
К запорожским казакам Шафонский относился обоснованно негативно.
Также Шафонский придерживался общепринятой на тот момент хазарской версии происхождения украинского казачества, замечая схожесть казаков, да и вообще малороссов, с кавказскими черкесами.
Вот, в общем-то и все. Желающие могут почитать Афанасия Филимонововича самостоятельно. Очень добротный качественный материал, представляющий реальный взгляд современника изнутри. Современным свидомым историкам стоило бы поучиться, как непредвзято писать исторические труды, почаще озираясь на реальность и умеривая свои патриотические желания.
В целом, Малороссия в описании Шафонского предстает именно окраиной всех окрестных стран и регионов, этакой русско-польско-татаро-кавказской смесью, мешаниной всех без исключения соседних культур и народов. Это и неудивительно, если принимать во внимание историю этих земель. А вот сколько там осталось именно русского, родом из Руси киевского периода, большой-большой вопрос. Где все эти исконные стопроцентные славяне-русичи? Вопрос риторический.