«Полиция, - говорят, - отбирает по поводу и без повода на основании ФЗ-120. Поэтому этот закон надо радикально менять». Когда такое говорит митингующая против «ЮЮ» активистка, это печально, но простительно. Другое дело, когда закон не знает полковник полиции.
Общественницу можно и понять, хотя она при этом невольно работает как раз на становление той самой «ЮЮ». Она душой переживает за отнятых детей, она слышит от полиции «мы забрали ребёнка на основании ФЗ-120» и верит полиции на слово, потому что лично в законе не разбирается, так как ей, видимо, не приходится лично отбивать детей и спорить с кем-то на языке закона.
О ловушке, которая ждёт борцов с ЮЮ в этом направлении, я подробно писал в двух статьях ( 1, 2). [Ловушка]Если верх возьмёт идея радикально реформировать ФЗ-120, то в этой работе могут одержать верх совсем другие силы, которые эту атаку на "полицейский закон" уже начали как раз для того, чтобы отнять полномочия у полициии и всю цепочку действий - от контроля за семьями до передачи детей в богатые руки - сосредоточить в одних руках. То есть чтобы довершить строительство ЮЮ. Пока их атака захлебнулась только потому, что их законопроект, разосланный Минобразом для отзывов 14 марта 2016 года, содержал слишком много глупостей. Вот один типичный пёрл: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, в отношении которого комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав принято решение о признании его находящимся в социально опасном положении;».
Но разберёмся, как на самом деле связаны ФЗ-120 и отобрание детей?
(1) Если полиция забирает ребёнка по причине "он был без законных представителей" (то есть с бабушкой или соседкой), то это противоречит ФЗ-120.
(2) Если полиция забирает ребёнка по причине "социально опасного положения", то это тоже противоречит ФЗ-120.
Хотя в обоих случаях полиция вам заявит: "Мы это сделали по ФЗ-120"!
ФЗ-120 требует соблюдать Конвенцию о правах ребёнка, то есть (ст.9) "чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют..."
Единственный случай, когда по закону ФЗ-120 ребёнка полиция доставляет в отдел это (ст.21 ч.2 п.1) когда ребёнок безнадзорный. А приведённые случаи - это (1) не безнадорность или (2) не обязательно безнадзорность! Что такое "безнадзорный", чётко написано в ст.1:
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
То есть по закону не важно, под чьим ребёнок присмотром, а если он и один (дома или по дороге в школу), то этого ещё не достаточно, чтобы его сцапать.
Так что беспредельничать позволяет не закон. Беспредельничать требует приказ МВД № 845 от 15.10.2013, который заставляет сотрудников полиции нарушать ФЗ-120. Указанные нарушения - это, соответственно, пункты 76.5.1 и 76.5.5 приказа. Полицейские или просто не знают закона, или приказ для них важнее закона, хотя статья 6 закона "О полиции" запрещает в таком случае этот приказ исполнять.
Полномочие полиции доставлять в отдел действительно безнадзорных отнять невозможно - а кто же будет их подбирать? Надо только добиться, чтобы это были действительно безнадзорные. Для этого
надо не менять закон, а отменять приказ.
Что ж, общественники, даже очень яркие, к сожалению, бывают поверхностны и малограмотны. Но в конце концов, что с них взять, да и беззаконие держится не на них.
Другое дело, когда закона не знают люди, которые отбирают или сопровождают детей. Это наглядно проявилось в беседе Ленты.ру с полковником Е.А.Новосельцевой и президентом фонда Е.Л.Альшанской. Выяснилось, что закона, а именно его самого важного для вопроса о изъятии детей термина "безнадзорность", обе не знают. Новосельцева помнит этот термин так, как он живёт в беззаконной практике применения Приказа. Эту беседу я разберу отдельно.